Концепция развития языковой среды: дискуссия
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
6 ноября 2024

Концепция развития языковой среды: дискуссия

     Проблема сохранения родных языков много лет актуальна для всех регионов, где проживают коренные малочисленные народы.

     Наше время диктует свои условия. Так, например, активно ведется работа по созданию онлайн-программ, предусматривающих участие преподавателя только в качестве тьютора или же эксперта. Такие программы в 2021 году были реализованы Сибирским федеральным университетом.
     Программы ориентированы прежде всего на школьников и студентов из числа коренных малочисленных народов, уже изучающих родной язык в рамках своей учебы. Но воспользоваться ими могут и все желающие.
     Кроме того, началась работа над Концепцией научно-методического обеспечения изучения родных языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ее создание может принципиально изменить ситуацию с качеством образования в стране.
     Концепция содержит немало новаторских идей. В частности, это касается дополнения структуры муниципальных образований, в составе которых есть территории традиционного проживания КМНС, медиатором.
     Муниципальные медиаторы - это своего рода посредник между разработчиками методологии (Институт Севера и Арктики и другие академические структуры) с одной стороны и педагоги школ и вузов, где обучаются студенты из числа коренных малочисленных народов Севера с другой.
     Такое решение позволяет доносить информацию о реальной ситуации с родными языками и культурой КМНС на местах, делиться актуальными проблемами и успешными наработками.
     Муниципальные медиаторы, в свою очередь, выполняют также роль связующего звена между образовательными учреждениями на территории субъекта и органами исполнительной власти.
     Хорошо зарекомендовала себя система назначения тьютора – преподавателя родного языка в конкретной, отдельно взятой школе. Данное назначение производится официально директором образовательного учреждения. При этом действует система госзаказа - специалисту определяется заработная плата и прикрепляются ученики (до 20 человек, а в новом учебном году - до 15 человек).
     Система тьюторства за несколько лет успела хорошо себя зарекомендовать. Она особенно актуальна в северных районах, где до сих пор существуют проблемы с интернет-связью, что затрудняет организацию процесса дистанционного образования. В таких случаях тьютор становится незаменимой фигурой, способной собрать учащихся в одном месте и в одно время для проведения онлайн-занятий. На повестке дня стоит вопрос круглогодичной оплаты тьютору в рамках выполнения госзаказа.
     Запись обсуждения Концепции можно увидеть по ссылке: https://vk.com/video-206682997_456239067

scroll-top icon