Религия и культурные традиции
Религия – религиозные представления эвенков были связаны с анимизмом и шаманизмом. Шаманизм сохраняется и сегодня, но большинство верующих эвенков — православные.
Специальный шаманский чум дулу строился для больших шаманских камланий. Их устраивали, когда нужно было проводить душу умершего в мир мертвых, или найти душу больного, украденную злыми духами, или обеспечить удачу в промысле. Шаманский чум необычно больших размеров символизировал среднюю землю, остров в течении шаманской реки. В центре чума ставили шаманское дерево туру — молодую лиственницу, верхушку которой выводили через дымовое отверстие. По ней путешествовал шаман. Украшали чум своеобразными галереями. Галерея дарпе состояла из деревянных скульптур животных — духов-помощников шамана. Галерея онан ассоциировалась с нижним миром, рекой мертвых, и поэтому строилась за задней стенкой чума, с западной или северной стороны.
Культурные традиции эвенков основаны на системе экологического восприятия мира как органичного единства всех объектов природы, в которой человек - звено мироздания, а не царь природы. Соответственно этой системе взгляда на окружающий мир, обычаи эвенков соответствуют требованиям бережного отношения к природе, направлены на достижение гармонии человека и окружающего мира.
В традиционном мировоззрении эвенков все объекты и явления окружающего мира одушевляются — душу имеют все стихии, субъекты («душа-оми») и объекты мироздания («душа-мусун»).
У эвенков существует система правил и запретов Одё, регулирующая хозяйственную деятельность: запрещается промысел сверх прямых потребностей семьи, небрежное отношение к добыче и многое другое.