На обширной и заселенной в разные исторические периоды территории сформировались отдельные группы русского народа, имевшие особенности в культурном, сословном или религиозном отношении.
Это связано со сложной этнической историей народа, обусловившей образование в едином русском массиве, сохранявшем общее самоназвание, языковых и иных различий.
В Европейской России выделялась прежде всего севернорусская и южнорусская историко-культурные зоны и средняя полоса между ними.
Южнорусская историко-культурная зона
Эта зона занимала территорию от Десны на западе до правобережья Волги и Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и Среднего Дона на юге.
Здесь в говоре у населения наличествует «акающий» диалект, в народной культуре — многодворные поселения, женский костюм с юбкой-поневой, полихромный геометрический орнамент в украшениях.
В составе южных русских можно выделить ряд локальных этнографических групп. Среди них сформировалось много мелких групп. Наиболее известны полехи в Калужско-Брянском Полесье — потомки древнейшего населения лесной полосы, близкие по культуре к западным соседям — белорусам и частично литовцам; горюны в Путивльском уезде Курской губернии — потомки древних северян и переселенческих волн XVI–XVII вв., имевших культурное сходство с украинцами и белорусами. Языковыми особенностями отличались в Дмитровском уезде Курской губернии Жеки и зекуны (частицы «-же» и «-зе» в говорах). Выделялись в Полесье саяны — группа этнотерриториального и сословного происхождения, обладавшие белорусско-полесскими особенностями в языке и южнорусскими — в быту. Речевыми особенностями обладали орловские, воронежские и калужские ягуны. Потомками военно-служилого населения порубежья были севрюки. Сословного происхождения в Воронежской, Тульской и Тамбовской губернии были и однодворцы — потомки военно-служилых людей низшего разряда, со временем занявших промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Потомками помещичьих и монастырских крестьян были воронежские, курские, орловские цуканы (в речи «-ц» вместо «-ч»).
Севернорусская историко-культурная зона
Зона занимала территорию от Волхова на западе до Мезени на востоке, от Белого моря на севере до верхней Вятки и Камы на юге.
Для русских этой зоны характерны окающий диалект говора, в народной культуре — малодворные сельские поселения, образовавшие отдельные «гнезда», срубное жилище — изба на высоком подклете — соединенное с хозяйственным двором («дом-двор»), наличие пахотного орудия — сохи, сарафанный комплекс женского народного костюма, особый сюжетный орнамент в вышивке и росписи, бытование былин, протяжных песен и причитаний в устном творчестве.
На побережье Белого и Баренцева морей сложилась территориальная группа поморов — потомков новгородцев и «низовских» выходцев, занимавшихся рыболовным и зверобойным промыслами, судостроением, мореходством и торговлей. Результатом контактов новгородских и низовских (ростовских) переселенцев с автохтонным финно-угорским населением стало образование таких локальных этнических групп русских, как усть-цилёмы, пустозёры, важане, кокшары и др. Из поморов выделились мелкие группы печорских усть-цилёмов и пустозёров — потомков новгородцев с некоторой примесью местных угрофиннов. Известны в этой зоне и другие группы: сицкари (по р. Сить в Ярославской губернии), которых по диалектным особенностям относят к обрусевшим карелам, литовцам и белорусам; тудовляне (по р. Туд в Тверской губернии) — с белорусским влиянием в языке и культуре. Профессионального происхождения от верхневолжских бурлаков была группа ягутков (ягунов) на востоке Новгородской и гагаров в Вятской губерниях, сохранявших черты бурлацкого говора. Сословной принадлежностью обусловлено существование пушкарей — крестьян помещиков Мусиных-Пушкиных в Весьегонском уезде Тверской губернии. Своеобразны здесь были и русские, имевшие вероисповедные отличия, — старообрядцы в основном беспоповского толка (поморско-даниловское согласие, федосеевцы, филипповцы, бегуны и др.) и беглопоповцы поповского направления старообрядчества.
Среднерусская историко-культурная зона
В среднерусской полосе, в междуречье Оки и Волги, культура насе: ления представляла собой смешение севернорусских и южнорусских черт: жилище на подклете средней высоты, сарафанный комплекс женского костюма (сев.); «акающий» говор (юж.).
Здесь также образовались обособленные группы русских. Крестьяне в Верейском уезде Московской губернии, поселенные помещиками в XVIII–XIX вв., имели самоназвания от имен владельцев — репнинщина, голицынщина, шувалики и др. Известная в левобережном Заочье мещера происходила от обрусевших финно-угорских групп. От тверских карелов переселились в калужский Медынский уезд русские корелы. Потомки пленных поляков — ляхи находились во владимирском Балахнинском уезде. Лукояновские паны (Нижегородская губерния) происходили от белорусов. Среди населения южной зоны и средней полосы были старообрядцы (Центр, Заволжье, Полесье) разных толков, а также субботники, духоборцы, молокане.
Русские окраинных территорий
Своеобразием отличались русские окраинных территорий.
На западе по р. Великой, верховьям Днепра и Западной Двины они были близки по языку и культуре к белорусам. У русских Приуралья соединялись черты северно- и среднерусской культуры. В Среднем Поволжье они сближались с другими народами; на юго-востоке — от Хопра до Кубани и Терека, на территории Войска Донского, в Кубанской и Терской областях и на востоке Новороссии население по происхождению было связано с южнорусскими и украинцами.
Особую этносословную группу русских представляло военно-служилое казачество. Русское старожильческое население Сибири (сибиряки) — потомки первоначальной вол: ны заселения — сохраняло севернорусскую культуру, а вновь прибывавшие переселенцы-новоселы (российские) из центральных и южных губерний несли свои культурные традиции. Кроме того, здесь выделялись старообрядцы (каменьщики Бухтармы, поляки Колывани, семейские Забайкалья) и сектанты (духоборцы, молокане, штундисты), а также население северо-востока местного происхождения: гураны (потомки русских мужчин и тунгусских женщин); кударинцы (русских и буряток); карымы (русских, эвенков и бурят); амгинцы, анадырцы, гижигинцы, камчадалы, колымчане — от смешения русских с якутами, эвенками, юкагирами, коряками; и наконец, русско-устьинцы, долгое время остававшиеся несмешанными с другими народами. Компактные группы русских сложились в Средней Азии и Казахстане. Одна из них — уральцы, потомки уральских (яицких) казаков, поселившиеся в XIX в. на Амударье и Сырдарье, позднее продвинувшиеся еще южнее.
Другая часть русских состояла из крестьян и низших воинских чинов, осваивавших в XIX в. среднеазиатские пространства. Различаясь по своим локальным характеристикам, группы русских сохраняли единство с народом, язык, общее самосознание и общерусскую культуру.
Русское казачество
Своеобразна культура казачества, состоявшего из отдельных «войск». Русское казачество формировалось на протяжении XVI–XVIII вв. изначально в бассейне верхнего течения Дона, затем — в низовьях Дона, на Яике, Тереке и в Сибири.
Эту группу русского народа считают сословием, так как у истоков ее формирования находились представители военизированного оседлого населения, целенаправленно использовавшегося государством для защиты границ. В формировании казаков кроме русских приняли участие украинцы, молдаване, татары, башкиры, коми, мордва, калмыки, казахи, представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Сибири.
На территории современной России с начала XVIII в. до Октябрьской революции 1917 г. официально существовали следующие казачьи войска: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское.
В большинстве казаки исповедовали православие. В XVIII в. у казаков распространились старообрядческие толки; наиболее известны на Кубани поповцы-некрасовцы (от имени атамана Игната Некрасова). Казаки были активно вовлечены в Гражданскую войну, пострадали в процессе политики «расказачивания» и «раскулачивания» (1919–1927 гг.): в результате репрессий казачество лишилось значительной части своих земель. В 1990-е гг. начался процесс возрождения казачьей идентичности и культурных традиций на фоне политизации, чему, в частности, способствовала активизация этнонациональных движений на Северном Кавказе.