Образ жизни
Хозяйственная деятельность эвенов носила комплексный характер. Основу ее составляли транспортное таежное оленеводство и охота, вспомогательными промыслами служило рыболовство, морской зверобойный промысел, собирательство и домашние ремесла.
Отличительной особенностью хозяйства и быта эвенов был его кочевой характер.
Промысловая деятельность требовала постоянных перемещений в поисках лучших угодий.
Кочевой образ жизни определил особенности этнической одежды и пищи, средств передвижения, форму и конструкцию жилища. Многовековой опыт существования в суровых северных условиях, позволил эвенам создать оптимальное жилое сооружение — чум (элбым) — постоянное переносное каркасное жилище конической формы высотой до 3 м, диаметром в основании 5—7 м. Известен и другой вид жилища — чорами (чоралкам) — юрта цилиндро-конической конструкции. Хозяйственными постройками служили свайные амбары, помосты, лабазы.
Главным средством передвижения для эвенов-оленеводов был и остается олень, которого использовали под вьюк и для верховой езды.
Нарты появились у охотоморских эвенов только в начале ХХ в. В них обычно впрягают двух оленей.
Каждый рабочий олень имеет свое предназначение, которому соответствует его название: учик — личный верховой олень, чорарук — олень, на котором перевозят разобранное жилище чорами, мосамта — передовой олень в нартенной упряжке, ведущей караван и др.
У оседлых эвенов незаменимым транспортным средством в зимнее время служили собачьи упряжки. В Охотском районе их использовали для перевозки грузов вплоть до 1960-х годов.
Широко распространенным средством передвижения у таежных жителей и сегодня остаются лыжи. Широкие, подбитые камусом оленя или лося, они позволяли охотнику легко маневрировать среди деревьев и развивать очень высокую скорость. Известны эвенам и водные транспортные средства — лодки, долбленные и берестяные, — однако и к месту рыбалки они предпочитали добираться на оленях.
Основу питания эвенов-оленеводов составляют, преимущественно, мясо диких оленей, горных баранов и рыба.
Домашние олени использовались в этих целях крайне редко. Тушу животного съедали полностью, без отходов. Внутренности отваривали, свежую кровь пили теплой. Деликатесом считалась сырая печень, костный мозг, глаза, горловина, почки и легкие. Запасов, как правило, не делали. На длительное хранение готовили только топленый жир, рыбную муку и в ХХ веке стали замораживать лосось. Мясо и рыбу употребляли в сыром, вареном, сушеном, жареном и мороженом виде. Приправами служили дикий лук, чеснок, черемша, сарана. Многие оленеводы употребляют оленье молоко.
В прошлом, эвены никогда не ели грибов, считая их пищей оленей. Несмотря на доступность новых продуктов, система питания эвенов и в наши дни во многом сохраняет традиционные черты. Исследователи установили, что северный тип питания эвенов белково-липидный, так как пищевой рацион в основном состоит из мясных, рыбных и молочных продуктов. Основные биохимические компоненты питания: белки, углеводы, жиры.
Эта информация зафиксировалась генотипом и, соответственно, передается из поколения в поколение.
В современных условиях начинает доминировать углеводно-белковый тип питания, что влечет за собой изменение обмена веществ. В конечном итоге за этим последует нарушение исторически установившихся механизмов метаболизма, что оценивается специалистами как одна из причин дестабилизации здоровья всех народов Севера.
В связи с этим проблема рационального питания и сохранения исторически обусловленного рациона становится одной из главных в вопросе сохранения этноса. В качестве средств лечебной медицины эвены использовали различные дикоросы, смолу лиственницы, желчь медведя, струю кабарги, кору и ветки кедрового стланика.
Широко употреблялась в медицинских целях горячая кровь оленя. Она считалась хорошим кроветворным, общеукрепляющим средством, ею лечили ожоги, болезни желудка. Известны случаи применения народными лекарями хирургических методов лечения.
Материалом для изготовления традиционной одежды эвенов служили меховые шкуры оленей, горных баранов и ровдуга.
Сшивали все детали изделия нитками из сухожилий оленя и лося. Основным элементом этнического костюма, и женского и мужского, был кафтан распашного кроя, приталенного силуэта со втачными рукавами. В зависимости от сезона, его шили из осенне-летних или зимних шкур, при необходимости мех подстригали.
Существовало несколько видов кафтана: найми — летний, ровдужный; дудыка — мехом вовнутрь и мука — мехом наружу.
Кроме кафтанов, в комплект одежды входили нагрудник, меховые или ровдужные брюки, ноговицы, шапка, рукавицы и перчатки, пояс, шарф из беличьих хвостов и обувь — унты и торбаза.
Во время кочевки в сильные морозы надевали специальную маску из беличьих шкурок, закрывающую нос и подбородок. Украшением для одежды служили разнообразные орнаменты в технике меховой мозаики и инкрустации, продержки и плетения из ровдужных полосок, вышивки бисером, хлопчатобумажными и шерстяными нитями и подшейным волосом оленя. Эвенские мастера достигли высочайшего уровня мастерства в выделке и художественной обработке кожи и меха. Они использовали тонирование ровдуги природными красителями, стрижку, бритье и выщипывание меха и другие технологии.
Хорошо понимая декоративные особенности меха, народные художники умело находят гармоничные цветовые, фактурные, пластические сочетания. Недаром один из первых исследователей культуры эвенов А. Ф. Миддендорф, сравнил их праздничный костюм с испанским камзолом, а рукоделье назвал «блистательнейшим».
Помимо одежды орнаментации подвергались домашняя утварь, седла, вьючные сумы, коврики на оленя, сумочки для предметов женского рукоделия и многое другое. Орнамент эвенов носит геометрический характер и состоит из простейших формообразующих элементов — концентрических кругов, треугольников, полукружий, пунктирных линий. Более поздними в искусстве эвенов являются растительные мотивы.
Владение швейным ремеслом было обязательным для всех эвенских женщин, однако, среди них выделялись особо талантливые, превращающие утилитарные предметы в произведения декоративно-прикладного искусства. Народная память и музейные коллекции хранят имена выдающихся мастеров: Любови Иннокентьевны Сергучевой, члена Союза художников России, Дарьи Иннокеньевны Шумиловой, Марии Егоровны Андреевой, Марии Родионовны Афанасьевой, Соколовой Ульяны Алексеевны, Сторожевой Дарьи Семеновны и др.
Интересный факт
Эвены пользовались двумя видами календарей. Один, более традиционный, «по частям тела», другой — собственно православный изготавливался в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты. У эвенов новый год начинался с июня — месяца солнца, воды и новой зелени. Июль — месяц травы, означал макушку лета, август — увядания зеленого покрова земли. С сентября начинался счет движения Солнца по телу человека. Счет месяцев исходил от кисти правой руки, поднимался до локтя, затем шёл вверх на плечо, от него — на темя головы, потом вниз на плечо, локоть и завершался кистью левой руки. Так антропоморфное представление солнцеворота предполагает своеобразное восприятие космического ритма природы.