Язык и религия
Говорят на различных диалектах китайского языка. Многочисленные диалекты зачастую взаимонепонимаемы.
Наиболее распространённой, особенно на севере, в центре и на юго-западе страны, является группа северных диалектов, так называемых «гуань хуа» — буквально «чиновничий язык». Особенно сложна языковая ситуация на юге. На диалектах кэцзя (местное произношение — хакка, буквально «Семья гостей») говорят потомки китайцев, переселявшихся с севера преимущественно в IV—VI веках. До сих пор сильны позиции шанхайского (у), фуцзяньских (минь), гуандунского (юэ) диалектов, на которых неоднократно предпринимались попытки создания своей литературы. Различия между диалектами поддерживались исторически сложившимися регионализмом, неразвитостью рыночных связей, господством натурального хозяйства, часто политической разобщённостью и т. д. Сильные диалектные отличия до сих пор не дают возможности перейти на любую буквенную письменность, в том числе латинизированную, проект которой был одобрен в КНР ещё в 1958.
Основополагающая роль в поддержании единства китайского языка в многовековой сложной истории страны всегда принадлежала китайской иероглифической письменности, начало которой восходит ко второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры, и непрерывности существования китайской государственности. Государство всегда придавало значение распространению нормативного языка, важную роль здесь играли чиновничьи экзамены, отсюда название столичной нормы «гуань хуа». В XX веке он стал называться «го юй» (национальный язык), на Тайване он так называется и сейчас, в КНР он получил наименование «путун хуа» (общеупотребительный язык), развивающийся на основе пекинского говора северного диалекта. Важную роль в его распространении и внедрении играют средства массовой информации (радио, телевидение, кино и др.).
Религия
В религиозном отношении китайцы придерживаются своей шкалы духовных ценностей, построенной на принципах глубокого синкретизма. Они признают
«три учения» («сань цзяо»):
конфуцианство (жуцзяо),
даосизм (даоцзяо),
буддизм (фоцзяо)
северного толка (секта махаяна).
Ислам стал распространяться в Китае среди хань, начиная с VII—VIII вв. на северо-западе через персидских, тюркских и арабских торговцев, на юго-востоке — через арабских купцов, прибывавших морем. Значительное распространение ислама среди ханьцев в XIII—XIV вв. привело к формированию особой этноконфессиональной группы, которая в КНР рассматривается как самостоятельная народность хуйцзу.
В более позднее время получили определённое распространение христианские вероучения (католичество, протестантство, православие и др.). На Тайване сформировалась новая синкретическая религия «игуаньгао».
Однако независимо от принадлежности к той или иной конфессии каждый китаец осознаёт себя прежде всего конфуцианцем, культ предков до сих пор занимает в этой шкале господствующие позиции. Влияние конфуцианства испытали и другие учения, в большей мере буддизм, в меньшей — даосизм.
Источник: Энциклопедия народов мира
Назад к разделу «Китайцы»