Сохранение социокультурной среды
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Сохранение социокультурной среды

Благодаря сохранению традиционных видов деятельности, умелые эвенкийские мастерицы имеют возможность пополнять свои запасы материалов для художественной обработки меха и кожи.  

Эвенки3.jpg

При выделке шкур животных они пользуются легкими и небольшими по объему орудиями обработки шкур, которые раньше перевозились в специальном мешке — кэдэрэрук. Их размер обусловлен удобством при частых перемещениях, так как они занимали мало места.

Эти орудия обработки назывались: у — скребок первичной обработки, чучун — скребок вторичной обработки, нюливун — 1. железный скребок без зубцов для соскабливания шкуры, 2.  деревянная палка длиной 1,5 метра и диаметром 10—15 см, кэдэрэ — кожемялка.

Ими женщины подготавливали необходимый материал для изготовления изделий — одежды, обуви, перчаток, головных уборов, ковров. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию.

В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Основными приемами декора изделий у восточных эвенков следует назвать: вышивку бисером, меховую мозаику, вышивку цветными нитками, вышивку подшейным волосом. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира.

Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.

 Сегодня каждая из мастериц продолжает традиции своего народа в области декоративно-прикладного искусства: Дьячковская В. П., Борисова Е. Д., Умрихина Л. Ф., Архипова Е. П. (Аяно-Майский район), Владимирова А. В. (Тугуро-Чумиканский район), Казарова А. Н., Семенова Е. А. (район им. П. Осипенко).

Очень плодотворно и профессионально работает народная мастерица Л. Ф. Умрихина — участница и победительница международных фестивалей мастеров и художников Севера РФ, краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу».

Эвенкийский фольклор богат и  разнообразен, и представлен следующими жанрами: иты — заповеди, оде — обереги, алга — благопожелания, тагивка — задания, нимнгакан — мифы, икэн — песня.

Собирателем эвенкийского фольклора был Константинов В. С., житель с. Аян, бывший редактор районной газеты «Звезда Севера», автор эвенкийских новелл.


Назад к разделу «Эвенки»

scroll-top icon