Версия для слабовидящих
25 Декабря 2020

Проект «Забытое путешествие: Петра Шимкевича, XIX в.»

Интервью с представителями проекта «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX» 

Фото 1.jpg

Во втором конкурсе Фонда президентских грантов в 2020 году победу одержал проект молодежной организации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края «Феникс Амура». Он реализуется совместно с Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова. 

Большой проект объединит фотоколлекции из 7 учреждений культуры и науки России. В выставке и альбоме будут представлены фотографии из музеев Санкт-Петербурга, Благовещенска, Читы, Улан-Удэ и Хабаровска. Фотографии исследователя конца XIX в. Петра Поликарповича Шимкевича до этого времени в России не были опубликованы и не представлены в выставках. 

О проекте, о личности этнографа Петра Шимкевича, интересных открытиях в проекте мы поговорили с Викторией Малакшановой, главным научным сотрудником музея имени Н.И. Гродекова, руководителем проекта. 

Фото 2.jpg

- Виктория Баторовна, расскажите о главной цели такого интересного проекта? 

- Главная цель – сохранение исторической памяти. В этом направлении Хабаровская краевая молодежная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Феникс Амура» и позиционировала проект, участвуя в конкурсе Фонда президентских грантов. И победила. 

- Какие мероприятия были запланированы в проекте? 

- Проект включает создание передвижной выставки фотографий, сделанных Петром Шимкевичем в конце XIX в., подготовку и издание альбома фотографа с более 450 этнографическими снимками, находящимися в собрании восьми музеев России и зарубежья, в том числе и в иллюстративном фонде собрания Гродековского музея. Проект поделён на три этапа: первый - это выставка в Хабаровске. Далее «Феникс Амура» при поддержке Гродековского музея, отправился показывать эту выставку по музеям края: в городах Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Николаевске-на-Амуре, в селах Троицком и Сикачи-Аляне и в поселке Чегдомын. 

Фото 3.jpeg

- Какой этап самый объемный в проекте? 

- Конечно, первый этап, когда нужно было собрать уникальный документальный материал, имеющий историческое и художественное значение, и подготовить его для встречи со зрителями на выставке, которая торжественно открылась в начале октября 2020 года в Гродековском музее. 

- Какие фотографии этнографа и путешественника Петра Поликарповича Шимкевича были представлены на выставке? 

- Петру Шимкевичу удалось запечатлеть и сохранить детали повседневной жизни эвенков, нанайцев, удэгейцев, негидальцев, бурят и других. Снимки воспроизводят людей в традиционной одежде, жилища, священные места и обряды. Все фотографии имеют подписи, сделанные автором. А главными героями снимков стали коренные жители Приамурья и Забайкалья. 

Фото 4-2.jpg

- Но в первую очередь Петр Шимкевич этнограф? 

- Конечно. Результатами поездок Петра Шимкевича были доклады со статистическими данными, этнографические карты, научные труды по шаманизму гольдов и тунгусов. Исследователь занимался сбором предметов для музейных собраний. Образцы одежды, украшения, скульптурные изображения духов-помощников шамана — сэвэнов до настоящего времени являются ценнейшими экспонатами в музейных собраниях. Однако фотографии стали неотъемлемой частью собранного им этнографического материала, благодаря заинтересованности и профессиональному подходу. 

- Какое место в иерархии фотографов он занимает? 

- Петр Шимкевич считается первым фотографом народов Дальнего Востока. Дворянин, чиновник особых поручений при приамурском генерал-губернаторе, в 1892 году он отправился в свою первую экспедицию, чтобы собрать этнографическую коллекцию для нового строящегося музея. С этих пор документирование жизни коренных народов и исследование шаманизма стали делом его жизни. 

- Из каких музеев представлены фотографии Шимкевича? 

- Выставка впервые в одном проекте собрала снимки из Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Государственного музея истории религии, 

Дальневосточной государственной научной библиотеки, Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского, Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, Национального музея Республики Бурятия.

- «Забытое путешествие Петра Шимкевича» - это ведь не просто выставка уникальных архивных кадров, а часть проекта? 

- В целом наш проект и был задуман для того, чтобы представить широкой публике историю коренного населения Приамурья и Забайкалья. На открытии выставки представитель «Феникса Амура» Ольга Аистова сказала, что мы хотим показать молодежи наши корни, а это лучше всего делать с помощью фотографий. Она отметила, что результат получился даже лучше, чем «Феникс» задумывал. Ведь к невероятно редким и ценным снимкам доступа практически не было. 

- Как родилась идея этого проекта? 

- Я сама состою в «Фениксе Амура». Как-то на одном из собраний мы просто говорили на общие темы, и ребята, которые работают с детьми в школах, пожаловались, что у них нет иллюстративного материала, чтобы рассказывать о собственных народностях. Сначала мы решили составить и издать книгу, чтобы ее можно было использовать как методическое пособие. А потом подумали: почему бы не сделать выставку? И стали готовить проект. Фотографии Петра Шимкевича встречались в наших музейных каталогах, по 5-10 штук. Мои товарищи сказали: «Замечательные фото! А есть еще?» 

Фото 5.jpg

- Какие открытия сделали вы, в процессе реализации проекта? 

- Например, мы обнаружили в Гродековском музее 350 фото, посвященных в основном буддизму и бурятам. В процессе поиска информации наша команда наткнулась на немецкую брошюру о фотографе и этнографе. Хоть и не без труда, мы перевели ее. В ней утверждалось, что всего стеклянных негативов 650. Естественно, мы задались вопросом: а где остальные? Начали отправлять запросы в музеи Читы, Улан-Удэ, Благовещенска, Владивостока и в федеральные учреждения: Кунсткамеру, музей истории религии и Российский этнографический музей. Параллельно продолжали поиски. Огромное спасибо ребятам, которые помогали рыться в интернете. 

- Какие коррективы внесла в реализацию проекта пандемия? 

- Культурную программу, лекции и мастер-классы пришлось перенести в Сеть. Но в путешествие выставка все равно отправилась. В краевом центре она работала до 6 декабря. А дальше - Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Троицкое, Чегдомын, Сикачи-Алян и Николаевск-на-Амуре. Мы очень долго просчитывали маршруты. Сначала хотели довезти ее до национальных сел Охотского побережья, куда вообще почти никто не приезжает, но это оказалось невозможным. Даже в Николаевск отправлять работы – это риск. Ведь сделать это можно только зимой и только на машине, когда лед на реке достаточно толстый. Зато альбом туда точно дойдет — и в бумажном, и в электронном виде. Его выпуск запланирован на следующее лето. 

Фото 6.jpg




Информация о проекте 

"Забытое путешествие: Петра Шимкевича: XIX в."

Во втором конкурсе Президентских грантов победу одержал проект молодежной организации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края «Феникс Амура». Он будет реализован совместно с Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова.

Большой проект объединит фотоколлекции из 7 учреждений культуры и науки России. В выставке и альбоме будут представлены фотографии из музеев Санкт-Петербурга, Благовещенска, Читы, Улан-Удэ и Хабаровска. Фотографии исследователя конца XIX в. Петра Поликарповича Шимкевича до этого времени в России не были опубликованы и не представлены в выставках. 


Руководитель проекта Виктория Малакшанова, главный научный сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, рассказывает: "На первом этапе у нас запланированы исследовательские работы. Уже можем похвастаться первыми находками. Обнаружены фотоколлекции в Гродековском музее (более 300 единиц) и альбомы фотографий конца XIX века в редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки. Более ста лет эти редкие фотографии были неизвестны. На фотографиях изображен быт, хозяйственная деятельность эвенков, нанайцев, удэгейцев, негидальцев, китайцев, якутов, селенья духоборов, бурят в XIX в. Каждая фотография имеет свою историю, каждый человек запечатлён в национальном костюме, в традиционных жилищах, на промысле, на праздниках и религиозных обрядах. К сожалению, архитектурные сооружения (дацаны, церкви) и стойбища, селения с этих снимков в настоящее время уже не существуют. Однако, фотографии помогут воссоздать и сохранить их былой облик».

Одна отличительная черта снимков – это полевой характер работы фотографа П. Шимкевича, что для этого периода большая редкость. Он путешествовал по всему Дальнему Востоку, долго был в Забайкалье, ездил по Приамурью и исследовал бассейн Буреи. Благодаря его изображениям мы можем визуально представить себе, как жили народы более ста лет назад на территории современного Дальнего Востока.

Жители края смогут ближе познакомиться с фондовыми коллекциями не только Хабаровска, но других музеев страны. Издание альбома планируется летом 2021 года.