«Золотой фонд» коренных народов Приамурья
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
1 мая 2023

«Золотой фонд» коренных народов Приамурья

С 25 марта по 25 апреля 2023 года в Краеведческом музее села Богородское работала экспозиция, посвящённая жизни и творчеству ульчской мастерицы Нины Константиновны Ходжер. Она была организована в рамках цикла выставок мастеров декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, приуроченных к 90-летию со дня образования Ульчского муниципального района Хабаровского края.

Счастливые посетители выставки «Волшебные руки бабушки Бэны» смогли увидеть работы одной из самых известных мастериц Хабаровского края, выполненные в различных техниках: вышивка, плетение из тальниковой лозы, берестяные изделия.

С особым вниманием и восторгом гости выставки осматривали свадебный халат невесты и нарядный комплект женской одежды: халат, шапочка кэндэкэ и пояс умали, а также ковер с оленями.

bigbowl.jpg

– Выставка была также дополнена фотографиями и личными документами Нины Константиновны, - говорит главный специалист по межнациональным вопросам и работе с общественными организациями администрации Ульчского района Марина Ыча. – «Бэнэ» – это имя, данное Нине Константиновне родителями при рождении. Так ее называли самые близкие. А руки у нее были по-настоящему волшебными: всё, за что бы ни взялась Нина Константиновна, пропитано любовью к землякам и к ульчской культуре.

Родные Нины Константиновны поделились воспоминаниями о ней.

Родилась будущая мастерица 9 февраля 1927 года в семье кадрового охотника, в селе Кадаки, расположенного недалеко от села Ухта.

По рассказу самой Нины Константиновны, у родителей до ее появления на свет рождались мертвые дети. Шаман, после общения с духами, объяснил, что надо сделать родителям, чтобы потомство выжило. Когда вновь пришло время родов, отец отправился в деревню Чёрный Яр, где он договорился со знакомыми о продаже им ребёнка. Договор заключили летом, а ребенок должен был появиться на свет зимой.

И вот наступил февраль - срок рожать. Отец запряг лошадь, погрузил в сани роженицу и повез ее в Чёрный Яр. Путь проходил по льду Амура. Необходимым условием было объезжать кладбища деревень, где они проезжали лесом. Поэтому ехать пришлось петляя по сопкам. В дороге случились роды - это тоже было условием для рождения здорового ребёнка.

В Черном Яре отец подъехал к дому покупателей – Лобановых. «Проданного» ребенка подали в форточку, а в ответ, в форточку же, им подали пятак. Роженица вошла в дом как гостья, с подарком для новорожденной и «гостила» несколько дней, ухаживая за ребёнком. Приблизительно через неделю приехал отец, чтобы забрать уже выжившую девочку с женой. После этого в семье рождались здоровые дети.

Не известно, так ли все было на самом деле, как гласит семейная легенда. Но точно известно, что детство у Бэнэ было нелегким. Росла она болезненным ребёнком. В возрасте трёх-четырёх лет сильно заболела. Тогда мать вновь обратилась к шаману.

Шаман дал такую рекомендацию: каждая хозяйка села должна была приготовить свои лучшие блюда, а после следовало накрыть один большой стол. Чтобы спасти ребёнка, хозяйки накрыли стол и пронесли над ним Бэну.

Девочка протянула ручку к мони - блюду, приготовленному из красной икры и ягоды голубики. Хозяйка блюда стала постоянно готовить его для больной девочки. У Бэнэ проснулся аппетит и она поправилась!

Ей было всего 16 лет, когда умерла мать. Шла война. Вся работа по дому и уход за младшей сестрёнкой Еленой и братишками Василием, Давыдом и Алексеем, упали на плечи Бэнэ. Девушка успевала готовить обед, убираться в доме, доить корову, косить сено, рыбачить, работать на колхозном поле. На поле приходилось ходить из школы пешком, за три километра!


Семья жила дружно. Отец часто рыбачил или уходил на охоту. Дети оставались одни, младшие, чем могли, помогали взрослым.


В голодные военные годы на семью выдавали ежедневно 500-600 граммов хлеба. Его съедали по равной части, а самому младшему на утро оставляли маленький кусочек. Выручала корова – молоком в основном и питались.

В любую погоду местные жители от мала до велика ловили рыбу для отправки на фронт. Приходилось подниматься в четыре часа утра! Пойманную рыбу отвозили на рыббазу в селе Айи (Нижняя Гавань). Несмотря на сильный мороз, рыбачили даже и зимой.

После войны, в 1946 году, Бэнэ отправилась в Николаевск-на-Амуре - учиться на медсестру. После медучилища, в 1950 году, девушка попала по распределению в больницу прииска Дид-Биран. Когда прииск закрылся, ее перевели в больницу прииска Сомнительный. Потом она работала в противотуберкулезном диспансере в селе Богородске. Когда в с. Булава открылась больница, Бэнэ, уже будучи опытной медсестрой, переехала туда. Общий ее медицинский стаж - 47 лет!

organisers.jpg

– Мама каждое утро встречала детей, проверяла самочувствие, личную гигиену. Всем новеньким давала по витаминке, чем заслужила особое расположение с их стороны. Когда дети плохо себя вели, плакали после ухода родителей, мама находила с ними общий язык. Дети беспрекословно ее слушались, – вспоминает Надежда, дочь Нины Константиновны. – Всех детей, независимо от возраста, она учила называть себя по имени-отчеству. Они часто плохо разговаривали и получалось очень забавно: «Нина Кастанина», «Нина Катина» и т.д. По утрам мама здоровалась с детьми по-ульчски: «Сородэ!». Однажды, поздоровавшись с мальчиком, услышала в ответ: «Сам сородэ». Таких потешных случаев было множество, детки забавляли её, смешили. Придя с работы, мама с каким восторгом и любовью рассказывала о них.


С молодости Нина Константиновна занималась декоративно-прикладным искусством: вышивала крестиком, ришелье, вязала крючком кружева.


Любовь к рукоделию и мастерство достались ей от матери и от родной тёти – Очу Лукьяновны Росугбу.

1964 год стал трагическим для нее: утонули муж и сын. Занятие рукоделием помогло Бэнэ пережить этот страшный период в жизни. Старательно обучалась она у Очу Лукьяновны - «бабушки Очу», секретам ульчского декоративно-прикладного искусства.

Выйдя на пенсию, Нина Константиновна всерьёз увлеклась вышиванием и изготовлением различных поделок из бересты, меха, лозы.

Своим опытом она щедро делилась с ученицами художественной школы. Принимала активное участие в выставках, её работы экспонировались в Москве, Риге, Праге, Чите, Мюнхене, в Японии, Америке, Франции.


В семейном архиве бережно хранятся многочисленные дипломы и награды, медали «Труженик тыла», «За доблестный труд».


Дочери Нины Константиновны - Наталья, Надежда и Ольга, всю жизнь прожили рядом с мамой. Даже выйдя замуж, они часто гостили у мамы. Внукам и правнукам мудрая «бабушка Бэнэ» старалась тоже прививать любовь к творчеству. Воспоминания о ней всегда связаны с творчеством.

– У мамы было очень развито образное мышление, ко всему она могла подойти творчески. Сажая картофель на огромном поле, никому не доверяла маркировку. Маркером она работала сама, выводя даже и там своеобразный узор. Односельчане, проходя мимо ее огорода, удивлялись: даже картошку она сажает узорами, – вспоминают дочери Нины Константиновны. – Однажды в деревню привезли целый теплоход заключенных. По краям огородов в селе росла конопля. Местные жители собирали семена для приправы практически ко всем национальным блюдам, не ведая, что это наркотик. А «химики» собирали ее для своих целей. Чтобы их отвадить, мама приобрела щенка немецкой овчарки и назвала его Кусай. Собака нападала на лазутчиков, мы отзывали ее: «Кусай! Кусай!» От этого крика робели даже знающие нас люди, а незнакомые в панике кричали: «Не надо кусать!».

В 2009 году Нины Константиновны не стало. Но память о талантливой ульчской мастерице жива.

Сама Бэнэ говорила, что гордится тем, как она прожила свою жизнь, часто повторяла: «Душа поёт от занятий искусством». Выставка работ Нины Константиновны Ходжер вновь напомнила ее землякам о таланте и трудолюбии скромной труженицы, в чьем сердце жила огромная любовь к своему народу и к своей малой родине.

Больше фотографий в телеграм-канале


scroll-top icon