Встречают по одежке: нанайские традиции
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
7 октября 2023

Встречают по одежке: нанайские традиции

Воспитание детей у нанайцев начиналось с самого раннего детства. Национальная одежда – один из элементов повседневного быта, помогавший ребенку с самых малых лет осознавать причастность к его роду.

Нанайская традиционная детская одежда по покрою ничем не отличалась от одежды взрослых. Шилась она из ткани, рыбьей кожи и ровдуги.

Традиционный наряд состоял из верхнего и нижнего халата, нательной одежды (трусы-штаны, ноговицы), головного убора, обуви и дополнительных элементов (рукавицы, пояс, нарукавники, нагрудники). Как и взрослые, дети дополняли свои наряды различными украшениями.

Конечно, как и все родители, нанайцы пытались нарядить своих детей так, чтобы одежда подчеркивала привлекательность ребенка. Но главное, все же, одежда должна была быть аккуратной, практичной и удобной.

Женщины стойбища ревниво следили за тем, в какой одежде ходит соседский ребенок, насколько качественно изготовлен его мамой наряд, крепко ли сшиты кусочки между собой, как выглядят петли (хэхэ) и пуговицы (тохон), красиво ли легла окантовка, ровный ли подол у халата. Скидок на молодость и отсутствие опыта не делали.

Как в школе обучение грамоте начинается с прописей, так и обучение нанайских девочек строилось с самых азов.

a9484da6-a36a-4c94-a7c3-ddd29f1e41b5.jpg

Сперва будущей мастерице поручали самую простую работу: соединить две половинки кожи мелкими стежками через край (гулумбэ каптори). Если работа была выполнена некачественно, взрослый наставник безжалостно распарывал ее на глазах у маленькой хозяйки и отдавал ей на переделку. Так, раз за разом повторяя однотипные стежки, пытаясь достигнуть совершенства в работе, девочка училась аккуратности и терпению.

Детская одежда нанайцев была продумана до мелочей. Первым делом на ребенка надевали трусы (пэру). Шили их как из ткани, так и из рыбьей кожи. Кроили их как мужские трусы (их сейчас обычно называют «семейные»), без боковых швов или с боковым швом.

Пэру без боковых швов кроили от края. Чтобы сшить трусы с боковым швом, нужно было выкроить со стороны сгиба полукруглый вырез, к верху слегка заузив боковую часть.

Длину пэру высчитывали до середины бедер, но допускались и более короткие варианты. А вот верхняя часть обязательно должна была закрывать поясницу, причем, задняя половинка была выше передней и имела полуовальную форму.

Со спины, чуть ниже пояса, рядом друг с другом пришивали две завязки. Ими обворачивали талию и завязывали спереди. Кусочки штанов сшивали аккуратными частыми и ровными стежками.

Девчачьи пэру отличались от мужских нагрудничками прямоугольной формы (дилба). Нагруднички с лямочками разной длины (левая была длиннее, чем правая), доходили почти до шеи, концы их завязывались.

Нагруднички играли особую роль, защищая пупок и грудь девочки от нескромных взглядов.

Для удобства нанайские дети до 2-3 лет носили специальные штанишки с небольшим открытым вырезом между ног.

Г. Павлишин.jpg

Халаты девочек и мальчиков из ткани (босома тэтуэ), кроились одинаково, но у девочек они были длиннее и доходили до икр, а наряды мальчишек были короче коленей и имели боковые разрезы (cаpкал).

Ткань для халата кроили как кимоно, при этом горловина сзади должна была равняться ширине двух пальцев, а впереди – трех. Любопытно, что для сутулых людей выкраивали халаты по-другому: горловина сзади равнялась одному пальцу, а спереди – двум.

От горловины шел ровный разрез сперва вниз, затем вправо и после – к правой подмышке. К укороченной части приставлялась схожая по цвету ткань для внутреннего подола. Рукава пришивались в последнюю очередь.

Халаты из рыбьей кожи шились из отдельных деталей, соединенных плечевым швом.

Тканевые халаты шились с подкладкой и без подкладки, а также на вате (ёханку).

Халаты из рыбьей кожи, украшенные орнаментом, назывались амири. Отделочные полосы вырезали из кожи, окрашенной природными красителями или китайскими красками синего, желтого и красного цветов. Халаты без орнамента назывались утэсу.

9a8361cf-58e4-40d9-b71a-09afa3b15a15.jpg

На подоле девичьих халатов часто пришивались металлические подвески (ачиан) или раковины. Позднее стали применяться мелкие белые пуговицы.

Штаны у нанайских детей заменяли ноговицы (гарон) – свернутая вдвое по длине ткань. В верхней части гарон кроился по форме бедра, книзу – сужался по размеру ноги.

Летние гарон шились из ткани с подкладкой, а зимние – на вате и из рыбьей кожи. С помощью завязки гарон крепился к неширокому пояску из ткани (умуру).

Зимой, поверх гарон и обуви, надевали зимние ноговицы (ои) из рыбьей кожи или плотной ткани.

из архива краеведческого музей им. Гродекова.jpg

Зимняя детская обувь шилась из рыбьей кожи. Подошва и боковая часть кроились единым куском. Отдельно выкраивали треугольную вставку, голенище, три ременные петельки и ременной шнурок. Малышам также изготавливали из сукна унты.

Детские рукавички шили из ткани на вате (дяпагда) или из меха (кацама) Сверху для защиты надевали чехол из рыбьей кожи (дёпчо).


Фото: Е. В. Мироненко и открытые интернет-источники


scroll-top icon