18 января 2023
Ульчский мастер мечтает изготовить бубен из металла
Живет в Ульчском районе дивный мастер – Николай Николаевич Дявгода.
Его фамилию сейчас знают не только в Хабаровском крае, но и за его пределами. Между тем, как гласит семейная легенда, родилась она случайно, по ошибке.
— У орочей не было фамилий, они назывались по имени своего рода. Во время переписи мою бабушку спросили, как ее зовут, она ответила: «Цзауга». Писец не расслышал и переспросил: «Дявга»? Бабушка повторила еще раз «Цзауга, да». Так и родилась наша фамилия, —
делится Николай Николаевич.
Про свою бабушку-орочку он может рассказывать долго. Мастерица она была знатная: шила, вышивала, плела – с любыми природными материалами справлялась. Иногда звала на помощь внука – протащить иголку через неподатливую бересту. Потихоньку и приучила бабушка Николая к творчеству.
— В Кольчеме игрушек у нас не было, а играть хотелось. Вот и придумывали сами лепить их из глины, — вспоминает мастер.
Бабушкины уроки не пропали даром – учиться Николай отправился в Хабаровск, на художника.
До сих пор с теплотой вспоминает педагогов «худграфа» в Хабаровском государственном педагогическом институте. Спустя годы, уже сам став мастером, может оценить, насколько высоким был уровень образования и какими профессионалами были его учителя. Именно они помогли овладеть техникой и навыками декоративно-прикладного искусства, позволили раскрыться ему как художнику, отшлифовали самобытный талант.
Перепробовав множество направлений, Николай Николаевич нашел себя в резьбе по дереву и бересте. Лучшие его работы сегодня хранятся в фондах художественного музея Южно-Сахалинска.
Жители Хабаровска наверняка видели его работы, хотя, по скромности автора, мало кто знает, что это именно его рук дело.
Еще на этапе строительства на площади Славы Хабаровска Спасо-Преображенского собора, к Николаю Николаевичу обратились с просьбой изготовить для украшения иконостаса главного храма Хабаровского края деревянные цветы.
Материалом для цветов послужил маньчжурский орех – его красивая и твердая древесина высоко ценится специалистами.
Потрудиться тогда пришлось немало: художник сбился со счету, сколько же всего цветов пришлось ему вырезать. Несколько недель работал мастер по утвержденным эскизам: цветы, как и любая другая деталь богатого резного иконостаса в православном храме, изготавливаются строго в соответствии с определенными канонами.
Зайдя в следующий раз в храм, обратите внимание, как вписались чудесные цветы ульчского мастера в общий замысел великолепного иконостаса, как украсили его они.
Однажды Николай Николаевич проговорился сотрудникам музея, что мечтает изготовить бубен. Музейщики ухватились за эту идею и теперь торопят выполнить обещание.
Самому мастеру тоже не терпится приступить к работе – на Дальнем Востоке это будет единственный «поющий» бубен. Он будет полностью металлический. Из металла будут изготовлены его бубенчики и каждая деталь. Память на века о мастере и о его роде. Ведь недаром Николая Николаевича называют «хранителем памяти стойбища Кольчем» - стойбища его предков, позже давшего одноименное название селу.
Сейчас Николай Николаевич вынашивает проект создания металлического бубна. Тут пригодятся его навыки обращения с различными природными материалами и смекалка таежного человека. Вместо отсутствующей кузницы - костер и хозяйственные молотки.
Неоднократно на выставках, где были представлены произведения Николая Николаевича, мастеру поступали предложения провести мастер-класс, позаниматься со школьниками, раскрыть им секреты своего творчества.
Николай Николаевич не против таких предложений. Но есть одна загвоздка. Нельзя научить человека, даже талантливого, за один раз. Обучение — это долгий процесс.
Чтобы самому стать мастером, нужно наблюдать за работой мастера, быть рядом с ним. Набраться терпения и учиться. Как отбирать материалы, как правильно держать руку. Для резьбы по дереву, например, в наборе у мастера более двух десятков резцов. Научиться с ними обращаться - целая наука.
Николай Николаевич готов учить, раскрывать секреты, доставшиеся ему в наследство от предков и отшлифованные во время учебы на «худграфе» - были бы только ученики. А работы для них в крае хватит. Строятся новые храмы и, значит, нужны будут мастера, чтобы их украшать.