29 ноября 2024
Тайна нанайской девятки
Многовековое тесное общение племен, обитавших в древности в Приамурье и на территории современного Китая, оказало сильное влияние на представления соседствующих народов о мире. Как и у китайцев, у нанайцев, например, в древности широкое распространение получила цифровая символика.
Китаеведы хорошо знают, насколько глубоко пронизаны все сферы жизни китайцев даже и сейчас цифровой символикой. Что уж тут говорить о древности!
К примеру, в китайских гостиницах зачастую отсутствует 4 этаж, а в больницах нет 4-ой палаты. Связано это с тем, что по созвучию эта цифра совпадает (если не учитывать разницу в тоне), со словом «умереть».
Нанайцы тоже со вниманием относятся к нумерологии. К примеру, считают, что цифра «9» - это не просто число, оно освящено особой тайной и может влиять на судьбу человека и на успешность его начинаний.
Возможно, особое пристрастие к девятке произошло от сравнения его с хронометрией беременности – 9 месяцев мать носит под сердцем своего ребенка. Есть и другие версии. Одну из них породили исследователи восточных мифологий, в частности, народов восточной, юго-восточной и центральной Азии. Версия, объясняющая особое место числа 9 в представлениях древних народов, заключается в том, что девятка - это три тройки (3Х3=9), из-за чего девятку даже называют «усиленной звездой», заключающей в себе все свойства триады, но только трижды усиленной.
У математиков есть и своя версия, основанная на особой, математической природу этого числа. Девятка – это самое большое число в первом числовом ряду, которое можно разбить на самые разные комбинации: (4+2+3; 6+3; 7+2; 5+4; 2+6+1 и т.п.). Ссылаясь на эту особенность девятки, математики объясняют пристрастие разных народов к ней и даже называют ее «символом полноты и совершенства».
В самом деле, девятка как символ чего-то таинственного присутствовала в культуре многих народов. У древних греков, например, в мифологии были девять муз, у христианских народов – девять кругов ада и т.д. У народов Приамурья девятка считалась символом целостности, совершенства, гармоничности.
В середине 60-х годов прошлого века у ороков была записана легенда о девяти братьях, причем они совершали девять подвигов и девятая битва с чудовищем увенчалась победой.
Автор большого количества научных статей о культуре дальневосточных народов С.В. Иванов писал о том, что на изображениях нанайцев, зачастую, есть дерево в девятью ветвями, на концах которых сидят девять птиц, под кроном дерева нарисованы девять пауков и девять сводов. Ниже насекомых располагается ряд всадников на лошадях и их тоже девять. Случайное совпадение? Конечно же нет.
Многие предметы культа, как пишет Иванов, нанайцы связывают с числом 9. Зачастую девятки есть на нюрханах – рисунках или образах (иконах), изготавливаемых вроде бы как для украшения жилища. Но на самом деле это была не просто картина, а, скорей, предмет религиозного содержания и, кстати, изготавливали декоративные нюрханы, как правило, китайские художники.
Чаще всего на нюрхане изображались девять человеческих фигур, девять сэвэнов, девять всадников, девять змей. Важно добавить, что нанайские сэвэны зачастую имеют навершие, состоящее из девяти небольших по размеру деревянных изображений миниатюрных сэвэнов. У нанайцев встречаются также и антропоморфные сэвэны с девятью прямоугольными выступами – навершиями.
Кстати, самая большая коллекция сэвэнов и самая подробная информация о них собрана специалистами музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (
https://kmsmuseum.ru/). Советуем тем, кто интересуется традициями коренных малочисленных народов Севера, обязательно побывать там на экскурсии.
Фото: Е. Мироненко