Семинар в рамках проекта «Этноперекрёсток-интеграция» прошел в ТОГУ
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
16 ноября 2022

Семинар в рамках проекта «Этноперекрёсток-интеграция» прошел в ТОГУ

В ТОГУ прошёл семинар, посвящённый реализации проекта «Этноперекрёсток-интеграция»

В 2021 году АНО «Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия» одержала победу в конкурсе социальных проектов Хабаровского края. Проект краевого арт-фестиваля национальных культур «Этноперекрёсток-интеграция» посвящён повышению уровня социокультурной адаптивности детей и подростков из числа иностранных граждан, не владеющих или слабо владеющих русским языком. 14 ноября, на финальной стадии реализации проекта, прошёл региональный семинар «Межкультурная компетентность личности в многоязычии образовательного пространства: современные тенденции и опыт».

20221114_142708.jpg

«Для педагогов обозначена ключевая задача: через язык передавать специфику страны, где проживают дети-инофоны, её культуру и историю, - презентовала суть своей работы Елена Кулеш, доцент психологии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» и директор АНО «Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия», - Для этого мы совмещаем диалоговый и проектный методы обучения».

По заявлению организаторов семинара при реализации проекта преподаватели университетов и учителя общеобразовательных школ совместно с учениками продумывали и прорабатывали мероприятия и программу межкультурной интеграции. Так родилась идея фестиваля «Пир на весь мир», посвящённого национальной кухне, быту и традициям гостеприимства.

«Сегодня существует множество технологий, вовлекающих школьников в социальную практику через проектную деятельность, - рассказала о достижениях в данном направлении Екатерина Котлярова, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №16 г. Хабаровска. В школе был создан клуб дебатов «Взгляд», который стал частью проекта в рамках дебатов «Национальная идентичность». Часть его работы участница презентовала в формате видео-записи. – В клубе мы учим не просто высказывать своё мнение, а аргументировать его на основе законов и исторических событий, вести дискуссию и приводить контраргументы».

20221114_163631.jpg

Особое внимание уделили на семинаре теме психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов. Многие приезжающие на территорию края иностранные граждане не хотят терять свои корни, свою родину, поэтому в семьях говорят на своём языке, что, по словам Елены Анненковой, одной из участниц семинара, мешает интегрироваться в социокультурное пространство как детям, так и родителям. Была предложена практика использования нетворкинга как особого культурного института, коммуникативной площадки, в рамках которой было бы налажено взаимодействие между родителей, учеником и потенциальным работодателем.

«Многие семьи находятся в стрессовом состоянии из-за того, что вынуждены поспешно адаптироваться в поликультурной стране, - обозначила проблему Елена, педагог-психолог МБОУ СОШ №72. – Мы считаем, что работа с родителями этих детей тоже необходима».

Некоторые выступающие также акцентировали внимание на языковой интеграции детей-инофонов. В рамках данного направления проект предполагает работу литературно-музыкальной гостиной «Ключ к сердцу народа», которая познакомит детей с творчеством как русских авторов, так и авторов из стран Средней Азии и национальных республик Российской Федерации. Схожая концепция легла в основу работы Анны Текинбаш, студентки ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Её проект направлен на изучение школьниками сказок народов мира. По словам участницы, для детей стало невероятным открытием, что в разных культурах прослеживаются схожие мотивы народного творчества.

«По началу детям очень тяжело, но через два месяца они постепенно входят в языковую среду» - обозначила тенденцию языковой адаптации Вероника Куташова, одна из докладчиков семинара, студентка ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Вероника также отметила, что дети в начале работы очень нервничают и расстраиваются, так как не понимают педагогов. Постепенно коммуникация налаживается, и школьники могут изучать не только русский язык, но и иностранные - английский, китайский.

Ван Шифа, председатель Хабаровского отделения Союза китайских студентов, во время своего выступления рассказал о тесном многолетнем сотрудничестве российских и китайских учебных заведений, выражая надежду, что в дальнейшем это сотрудничество станет лишь крепче. Как подарок участникам конференции иностранные студенты Чжан Пэнсюань и У Хаомань, обучающиеся в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, подготовили национальный китайский танец, исполняемый с мечом и веером.

Другой темой семинара стало сохранение собственных традиций. О песенном фольклоре в межкультурной коммуникации рассказала Ольга Чернышова, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Народные ремёсла», а студентка ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Диана Слипецкая продемонстрировала работы школьников из авторской мастерской «Волшебство многослойной акварели». Темой для рисунков были выбраны коренные малочисленные народы. Представительницу одного из коренных народов края школьники изобразили на портретах, а также в полный рост в движении, демонстрируя красоту, изысканность и неповторимость национального костюма.

Самобытность узоров легла в основу ещё одного направления в рамках реализации проекта – «Орнаментальные узоры народов Хабаровского края». На семинаре были представлены стенды с дизайном страниц будущей раскраски, которую подготовили студенты Тихоокеанского государственного университета. За основу взяты популярные в молодёжной среде мандалы, элементы которых состоят из национальных орнаментов и раскрывают колорит этнического состава Хабаровского края.

По словам Елены Кулеш, по завершению проекта планируется создание методических материалов и рекомендаций по социокультурной адаптации в образовательном пространстве, а пока реализация Краевого арт-фестиваля национальных культур «Этноперекрёсток-интеграция» идёт полным ходом. 15 ноября на базе МБОУ СОШ № 29 прошла площадка, посвящённая русской культуре и искусству. 16 ноября в МБОУ СОШ № 70 откроет двери «Мир сказок народов дальнего Востока» с тематическими мастер-классами и дидактически-образовательной игрой «Ковёр дружбы народов», созданной в рамках проекта. 17 ноября организаторы приглашают принять участие в семейном этно-квесте «Это многоликое ЗДРАВСТВУЙ!», а 18 ноября пройдёт заключительный арт-флешмоб «Жить в мире для меня – это прежде всего…».




scroll-top icon