Русский музыкант в мире нанайской музыки
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
4 февраля 2025

Русский музыкант в мире нанайской музыки

     Имя Владимира Георгиевича Лакеева хорошо известно в творческом мире. С середины 80-ых годов прошлого века он сочиняет песни, романсы, духовную, хоровую и инструментальную музыку с нанайским колоритом.

     Он родился в Читинской области через год после окончания Великой Отечественной войны. Отучился на Сахалине в мореходном училище, но желание стать музыкантом оказалось сильнее. Поступил сперва в Хабаровское училище искусств, а затем закончил Дальневосточный государственный институт искусств.

     В начале 70–х годов работал хормейстером и солистом в Краснознаменном ансамбле песни и пляски «Тихоокеанского флота». Руководил хоровыми коллективами, преподавал музыкальные дисциплины в Комсомольском-на-Амуре педагогическом институте, педучилище. Концертировал с сольными программами на Дальнем Востоке и за рубежом.

     Призвание стать композитором ощутил в себе еще в студенческие годы: сочинял вокально-хоровые произведения для детских и академических хоровых коллективов и даже участвовал в конкурсах на лучшую песню о городах Арсеньев, Владивосток (Приморский край) и Комсомольск - на - Амуре.

     По-настоящему найти себя помог случай. В середине 80-х годов Владимир Лакеев написал свою первую песню на слова нанайского поэта Валентина Ильича Гейкера. По времени это совпало с приглашением Владимира Георгиевича в качестве руководителя в национальный ансамбль «Гивана». Так для музыканта открылась новая для него дорога в мир нанайской культуры.

    Желанию погрузиться в изучение ее способствовала и дружба с одним из представителей маленького народа Приамурья. Присущая нанайцам доверчивость, открытость миру и готовность всегда прийти на помощь импонировали дальневосточному композитору.

     - Начав общаться с нанайцами, я проникся их культурой, мелодизмом нанайской речи. Бывал у них в гостях. Тесное знакомство постепенно привело к тому, что я полюбил этот народ. Я сам дальневосточник, мне близко мировосприятие народов Приамурья, мне импонирует их бережное отношение в окружающему миру, любовь к природе, их менталитет, отношение к жизни и к людям. Нанайцы – очень доверчивый народ, и я тоже, в свою очередь, с самого начала с таким же доверием открыл им свое сердце, - рассказывает Владимир Георгиевич.

     На волне этой любви стали рождаться песни на стихи нанайских поэтов - одна, вторая, третья. В середине 80-ых прошлого века были написаны песни на стихи В. Гейкера «Балдивха гямбани» («Нанайские просторы»), «Сиунчи михорану» («Поклонение солнцу»), «Ванда» («Богатырь камень»).
Появление песен Владимира Лакеева в репертуаре ансамбля «Гивана» в период становления этого ныне прославленного коллектива сыграло, можно сказать, решающую роль в его становлении.

     - Я показал артистам первую песню, и она им понравилось. Это стимулировало меня на дальнейшую работу. Я писал от души. Хотелось расширить свои знания, так как до сих пор я не был хорошо знаком с творчеством коренных народов Приамурья, - вспоминает музыкант.
Тогда ему в руки попался тоненький сборник нанайской музыки. Мелодии показались профессиональному музыканту неинтересными и даже «скучными». Возможно, посчитал композитор, это представляет интерес для исследователей культуры народов Приамурья, как иллюстрация национального колорита, но в музыкальном плане широкой аудитории вряд ли будет интересно ее слушать.

     Бескрайние просторы Дальнего Востока, живописная природа, жизнь в тайге, где по соседству с человеком обитают тигры и медведи – все это накладывает на представителей коренных малочисленных народов Севера свой особый отпечаток. Суровые условия жизни закаляют характер нанайца с самого детства и в то же время формируют такие качества как самоотверженность и готовность всегда прийти на помощь другому. Мужественные и сильные духом, нанайцы в то же время трепетно относятся к природе.

     Так или примерно так думал Владимир Георгиевич, когда приступил к написанию своей первой «нанайской» песни. Музыкант представил себя нанайцем, плывущим неспешно на оморочке по реке и любующимся видами Амура. В голове его как будто сама собой сложилась мелодия.

     Большим стимулом для музыканта и новым этапом в его творчестве стало знакомство с прославленным этническим исполнителем Кола Бельды (Николаем Ивановичем Бельды). Во время прослушивания цикла песен «Мангбонайни», как вспоминает Владимир Георгиевич, Кола Бельды выразил свое восхищение тем, как русский музыкант смог понять и выразить нанайские мотивы в своей музыке.

     Владимир Лакевв и сегодня уделяет внимание в своем творчестве нанайской музыке. Им созданы циклы нанайских песен на тексты нанайских поэтов: В. Гейкера, Е. Самара, Р. Барановой, З. Гейкер, М. Киле, А. Маркова. Созвучные по своему интонационному строю и мелодизму к нанайскому эпосу, эти произведения по праву стали народными.

     Музыка Владимира Лакееева десятилетиями звучит в репертуаре творческих национальных коллективов «Мангбо», «Хакоа», «Гивана». Благодаря его творчеству национальные коллективы радуют зрителей на фестивалях народов Приамурья, на сценических площадках Москвы, Санкт-Петербурга и за рубежом.

     В 1993 году Дирекцией Международного фестиваля «Утро планеты» за вокальный цикл «Мангбонайни» Владимиру Георгиевичу присуждено звание «Лауреата Российской премии имени Яна Френкеля». А в 2001 году за большой вклад в развитие национальной культуры Приамурья В. Лакеев удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

     В 2016 году вышел сборник избранных сочинений на стихи нанайских поэтов. Сборник адресован учащимся, изучающим национальный язык, а также он дает возможность расширить репертуар профессиональным и самодеятельным творческим коллективам Дальнего Востока.
Владимир Георгиевич, будучи человеком творческим, в постоянном поиске новых форм выражения своего таланта. К примеру, им написаны уже пять музыкальных поэм. Последняя из них – симфоническая поэма «Думы шамана». Музыкант надеется услышать ее в исполнении оркестра Хабаровского музыкального театра. Национальные музыкальные инструменты – бубен, варган и горловое пение призваны подчеркнуть нанайский колорит этого произведения.
Ждем премьеру?




scroll-top icon