Под охраной главного сэвэна
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
1 апреля 2024

Под охраной главного сэвэна

Сегодня портал «Многоликий Хабаровский край» хочет познакомить вас, дорогие читатели, с единственным в Солнечном районе нанайским селом Кондон. Это уникальное место, охраняемое драконом Кайласу, упоминания о котором отыскиваются еще в дневниках первопроходцев Ивана Москвитина и Ерофея Хабарова.
Дракон Кайласу

Древняя легенда гласит, что Кондон охраняет могущественный дракон «сэвэн». Местные жители много лет назад дали чудовищу имя Кайласу. Считается, что он долго летал и, устав, решил отдохнуть, напился воды и заснул. Так как никто не решился чудовище разбудить, крепкий сон продлился на века.

Никто не знает, что будет, если разбудить Кайласу. Однако, с самых давних времен у нанайцев есть традиция – оставлять ему подношения. На всякий случай.

- Конечно, самое сильное место - это голова, но приношение можно оставить и у лап, и у хвоста, - рассказывает жительница Кондона Раиса Самар. – Сопка у нас считается священной, я к ней хожу, когда приезжает наша пожилая родственница, мы с ней что-то привозим. Это же сэвэн, а любому священному духу в подношение варят кашу. Пшённую или из чумизы, а если рисовую, то это слишком богато, зато, если угостил Кайласу рисовой кашей, считай, точно ублажил.

«Кондонская Венера»

Село Кондон, в котором сейчас живут около 600 человек, широко известно в среде археологов и историков всего мира. В разные времена археологи при раскопках находили в его землях самые разные исторические артефакты. самый известный артефакт из этих мест - статуэтка, получившая собственные названия «Кондонская Венера» или «Амурская Нефертити». Небольшая фигурка из глины изображает девушку с тонкими азиатскими чертами, очень похожими на лица юных нанайских красавиц.

В округе Кондона археологи нашли несколько древних поселений эпохи неолита, полуземлянки примыкали друг к другу, не выстраиваясь в улицу, в каждом доме - место для очага в центре. Для в основном безлюдных просторов Приамурья здесь, у речки Хуин, жизнь кипела: чистая вода из ручья, много легкодоступной пищи. Об этом, кстати, писал ещё Ерофей Хабаров якутскому воеводе в феврале 1652 года, что по берегам большого озера (Эворон) «где рыбы видимо-невидимо», проживает большое племя шамагиров.

Официальный возраст села Кондон почему-то считается с 1651 года, а не с первого упоминания в «скаске» Москвитина в 1644-м. Разница, в сравнении с веками местной истории, небольшая – фактически Кондон старейший населённый пункт Хабаровского края и здесь до сих пор тщательно берегут народные традиции.


Фото: администрация села Кондон

scroll-top icon