По следам небесного охотника
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
24 января 2024

По следам небесного охотника

Для коренных жителей Приамурья охота испокон веков была неотъемлемой частью повседневной жизни, способом выжить в непростых условиях Севера. Даже Млечный Путь негидальцы называли «следом небесного охотника».

Рассказчиками охотничьих мифов у негидальцев традиционно были либо мужчины, либо пожилые женщины. Но зато на охоту представители одного из коренных малочисленных народов Севера могли ходить всей семьей, включая и детей. Так что русская пословица «Всякий родится, но не всякий в охотники годится», к негидальцам не подходит.

Без дела негидальцы не сидели круглый год: зимой охотились на пушного зверя и добывали мясо, весной наступало время промысла морских животных, а летом и осенью «люди реки Амгунь» (так они себя называли), рыбачили и занимались сбором дикоросов. Примечательно, что уходя на охоту, негидальцы брали с собой минимум пропитания, так как были уверены, что без добычи надолго не останутся.

Выбор орудий охоты зависел от вида промысла. С октября по март ловили лису, енота, барсука, добывали выдру, норку, колонка, соболя, белку и др. Пушных зверей добывали ловушками, луком - «бэй» и стрелами – «ней». Енота и барсука ловили с помощью собак, при этом выбирали некрупных, вертких и злобных псов. На тропах других пушных животных ставили давящие ловушки разных типов: на соболя – петли «хойки» или собаки загоняли зверька в нору и охотник использовал сеточку-рукав.

«Сетка для ловли соболя представляла собой длинный мешок в форме цилиндра, переходящего в удлиненный конус. В устье, широком открытом конце, сетка привязывалась к кольцу, согнутому из тальникового прута - «кэлон». Несколько таких колец (3-5) привязывались внутри сетки, в ее цилиндрической части, на некотором расстоянии друг от друга. Коническая часть заканчивалась веревкой. Сетка устанавливалась у входа в нору, веревка ее противоположного конца натягивалась и привязывалась к колышку, вбитому в землю, при этом внутренние кольца расправляли сетку», - так описывает популярное орудие лова негидальских охотников исследователь традиций коренных малочисленных народов Севера, научный сотрудник Института истории ДВО РАН Дмитрий Янчев.

Наиболее продуктивной охота с собакой на соболя была в конце осени-начале зимы. Иногда при охоте не соболя использовали «обмёт» - это длинная и высокая сеть. Ею огораживали территорию вокруг норы, где прятался зверек и охотник терпеливо ждал его выхода.
Деревянные самоловы из свежесрубленных деревьев изготавливали и устанавливали на месте задолго до того, как их начинали использовать охотники, потому как пушные зверьки должны были привыкнуть к новым запахам и изменениям на местности. Во второй половине XX века появились металлические капканы.

На лисиц, росомах и рысей охотились также с помощью собак, загоняя зверьков в ловушки. На белку охотились с момента выпадения первого снега и до марта. На крупных животных негидальские охотники ставили самострелы - «сэнму бэй». Изюбрей во время гона подманивали берестяной трубой. Иногда зверя подкарауливали на водопое, солонцах, ягодниках, на нерестилищах, загоняли по глубокому снегу и весеннему насту.

Весной и осенью негидальцы охотились также на боровую и водоплавающую дичь. На глухарей ставили силки, стреляли гусей, уток, куропаток. Рябчика-дикушу ловили с помощью длинной палки с петлей.

А вот медведя на охоте негидальцы не трогали. По их представлениям он является первопредком – его даже уважительно называли «дедушкой». Лосей добывали с помощью яда растительного происхождения. В описаниях исследователей есть упоминание о том, что в Айно-Майском районе практиковался способ добычи копытных с помощью отравленной стрелы, настороженной на самострел. С самострелами же охотились и на кабаргу, устанавливая их на звериных тропах вдоль сопок или на пути к водопою.

Весной к обязательному охотничьему снаряжению у народов Приамурья добавлялись «снежные очки» - тонкая дощечка или кусок бересты с узкими смотровыми щелями. Они спасали глаза от яркого и слепящего отблеска снега.

Для охотника добыча первого зверя была важным событием. Традиции предписывали благодарить духов за успешный промысел, делать жертвоприношения и снова просить охотничьей удачи. Обдирая шкуру, охотник уговаривал зверя, чтобы тот в дальнейшем не отказывался попадаться на его самострелы. По мнению представителей предков коренных малочисленных народов Приамурья, зверь должен снова возродиться и вернуться в тайгу, чтобы передать приглашение другим зверям.

Обычаи запрещали во время промысла громко разговаривать, шуметь в тайге и на рыбалке, брать чужую добычу. Охотники боялись спугнуть зверя даже упоминанием о предстоящем промысле. Об этом не говорили ни дома в семье, ни в пути к зимовью и особенно - на месте охоты. И только в исключительных случаях произносилось имя волка – «нэлэвки», считавшегося «запретным» животным.

Источники информации:
«Охота и охотничье хозяйство» Д.В. Янчев;
https://smotrim.ru/video/2582247,

Фото: сгенерировано Kandinsky 2.2


scroll-top icon