Памяти учителя
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
29 июня 2023

Памяти учителя

Всероссийская акция «Мой первый учитель» — это возможность рассказать о своих школьных наставниках, выразить им благодарность.

Поделитесь на портале «Многоликий Хабаровский край» воспоминаниями о своем любимом педагоге из числа коренных малочисленных народов Севера. Адрес для писем и фото: gnp@mykhabkray.ru


Мария Николаевна Пухта – имя особенное для каждого нивха. Закончив учительский институт, она много лет преподавала русский язык и литературу в школе своего родного национального села Кальма Ульчского района. Заочно училась на филологическом факультете Хабаровского педагогического института. С 1978 года работала научным сотрудником в Институте национальных проблем.

Мария Николаевна – известный учёный-лингвист с репутацией большого знатока амурского диалекта нивхского языка. В составе авторской группы, она написала и издала первый учебник «Нивхгу букварь». Позже, благодаря ей, на свет появились учебник и книга для 2-го класса на амурском диалекте и учебник для чтения в 3-м классе «Юру битгы». В 1993 году была издана книга детских стихов М.Н. Пухта на нивхском языке «Чотик» («Рыбка»).

Ученик Марии Николаевны, почетный гражданин Ульчского муниципального района, писатель и общественный деятель Евгений Гудан, вспоминает о ней на страницах своих книг. Он посвятил ей также проникновенные стихи:

«Невысокая, немного пожилая,
Читает книгу, голову склоня.
И в памяти моей совсем живая
Учительница первая моя.

Вот чайник закипит – она не слышит,

Все мысли о родном ей букваре.

Седые волосы ветерок колышет

В холодном, зябком январе.

Она спешит - пора бы детям

Скорее выпустить словарь.

И снова, при вечернем свете,

Берется сверить свой букварь.

Как много женщина взвалила на себя!

И думала – что сделать предстоит?

И классика Отечества любя,

На языке родном ей говорит.

Вот держит томики стихов

Владимира Санги,

Где каждый слог служить готов

Для нивхов шепотом тайги.

А что здесь пишет Таксами?

Какие он проблемы ставит?

И вот, какую ни возьми,

Исполнить власти он заставит.

За все болит ее душа,

Но за детей – особенно, до боли.

И к сердцу принимая, как свое,

Дитя прижмет – и он доволен.

Не знаем мы, кого мы потеряли.
Не каждый сразу и поймёт.
Ушла из жизни, как цветы повяли, –
Горюет малочисленный народ…

 

По воспоминаниям учеников, Мария Николаевна была строгим и требовательным педагогом. У нее не было любимчиков в классе, ко всем детям она относилась одинаково ровно. Но к одаренным детям предъявляла особенно большие требования. Им она уделяла повышенное внимание, им никогда не прощались лень или недисциплинированность.

– Мария Николаевна была моей первой учительницей. Пожалуй, никого в классе она не «гоняла» так, как меня. Только годы спустя, когда она уже работала в педагогическом училище в Николаевске-на-Амуре, во время нашей встречи она призналась, что видела мой потенциал и хотела помочь его раскрыть. Этот разговор с ней меня очень тронул, — поделился Евгений Павлович. — Вспоминаю ее всегда с благодарностью и не перестаю удивляться тому терпению и мудрости, с какими она относилась к нам, своим ученикам. Мария Николаевна не была добренькой, но она была по-настоящему доброй к нам. Она мечтала, чтобы её ученики выросли грамотными, культурными людьми, знающими историю своего народа, села, края и умело направляла нас.

У жителей Кальмы Мария Николаевна считалась непререкаемым авторитетом в вопросах, касающихся педагогической сферы. Причем не только у учащихся школы, но и у их родителей. Трудно представить ситуацию, чтобы кто-то из них не согласился бы с ее мнением и вступил бы с ней в спор. Слово учителя было законом для учащихся! Уважали Марию Николаевну и коллеги, не зря она долгое время занимала пост школьного завуча.

В «восьмилетке» в Кальме обучалось несколько сот учеников. Для них школа была не просто местом учебы. Национальное село, в силу своей отдаленности, было весьма ограничено в возможностях досуга. Один раз в неделю сюда привозили новое кино. Жизнь в школе была насыщенной, именно школа была центром притяжения молодежи. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию и патриотизму. Сообща, всем классом, после уроков смотрели диафильмы. Учителя не жалели ни времени, ни сил на общение с детьми во внеурочное время. Это помогало отыскать тропинку к сердцу каждого ребенка.

Учитель в Кальме обязан был быть эрудитом, компетентным не только в своей сфере, иначе он никогда не заслужил бы авторитет у окружающих. Мария Николаевна Пухта была именно таким человеком – умным, образованным, справедливым. Она умела быть требовательной. Всегда собранная, внимательная, она никогда ничего не забывала. Этого же требовала от своих учеников.

– Мария Николаевна переживала за нивхов, за наш народ. Она хорошо знала его историю, понимала суть происходящих с ним процессов и думала о его будущем. Мудрая и человечная, она умела видеть и понимать людей, подсказывала и направляла по жизни нас, своих учеников. Для многих встреча и общение с ней предопределили выбор их дальнейшего жизненного пути, — вспоминает Евгений Гудан.

Мария Николаевна ушла из жизни в 2004 году, в Хабаровске. Для ее учеников это стало неожиданностью и большой утратой. Так как родственников у нее не осталось, Евгений Павлович сам нанял грузовик, доставил останки любимой учительницы на ее «малую» родину и организовал похороны в Кальме. Там, где ее имя всегда будут вспоминать с признательностью и уважением.  

– История развивается по спирали. Сейчас вопросы образования в нашей стране вновь выходят на первый план, вновь наступило время востребованности настоящих учителей, учителей с большой буквы, – говорит Евгений Павлович. – Государство повернулось лицом к педагогу, эта профессия, как и прежде, становится престижной и важной. Так это и должно быть, ведь от учителя во многом зависит, какое будущее будет у нашей страны.


scroll-top icon