Особенности национального времени
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
7 сентября 2023

Особенности национального времени

Универсальная и привычная нам система деления года на месяцы и сезоны, суток – на день и ночь, часов – на минуты и секунды, не всегда была такой, как сейчас. Представление о времени складывалось на протяжении многих веков и долгое время у разных народов оно было разным. Уникальными и не похожими ни на одну другую систему исчисления времени были временные представления у древних коренных малочисленных народов Севера.

По сути своей древние календари – это целая система представлений того или иного народа о мире, основанная на понимании окружающей действительности и того, что было близко и понятно. Того, что имело особую ценность в глазах людей.

– Человек не рождается с чувством времени. Его временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит, – писал русский философ А. Я. Гуревич.

Календари древних обитателей Приамурья, при всей кажущейся схожести коренных малочисленных народов Севера, разительно отличались друг от друга.

Хозяйственный календарь нанайцев, к примеру, включал в себя пять месяцев с названиями различных рыб. И это вполне объяснимо, ведь именно рыболовство было их основным видом деятельности.

Древние эвены использовали в качестве годового календаря изображение человека, начиная с головы и считая по суставам. Впервые отсчет времени по частям человеческого тела зафиксировала у эвенов Нижнего Амура во второй половине XVIII века экспедиция исследователя Миддендорфа. В научной литературе встречаются упоминания о том, что такой календарь использовался эвенами еще и в начале прошлого века.

Исследователь Павел Третьяков во второй половине XIX века в своих заметках писал, что эвенки летом, в отличие от зимы «по случаю тепла не считают нужным исчислять месяцы». Ученый объяснил это «зависанием летнего солнца на небосводе в течение июня–июля» (эффект «белых ночей» и иллюзия круглосуточной освещенности).

Среди эвенов была принята строгая временная регламентация с определенными ограничениями. К примеру, существовал запрет кричать вечером, потому что «дух-хозяин местности услышит» («хисэчин эдилрэ иркагракилра – муран долчидик»). Кричать ночью тоже не рекомендуется, так как «покойники могут услышать» («долба эдилрэ иркагракилра – бул долчидикал»). Шить ночью тоже нельзя, потому что «грешно».

Кстати, исследователи описывали особо уважительное отношение эвенов к прошлому. Существует эвенская идиома: «нельзя грубо отвечать старому человеку – очень плохо». По мнению ученых-лингвистов, в ней содержится «временная» метка, накладывающая табу на неуважительное отношение к прошлому, к старости. Другими словами, все что связано со стариной и с прошлым, требуется особо уважать.

Ученые выделяют и нечто общее, что объединяло представления коренных малочисленных народов Севера в древности. Это полное отсутствие использования слов, означающих «сиюминутные» понятия. В национальных языках такие привычные нам сегодня временные понятия как «миг», «мгновение», «секунда» и аналогичные термины появились сравнительно недавно и были заимствованы из сторонних языковых систем. Объясняется это особой ментальностью северных народов.

Европейскому сознанию свойственна линейность: минувшее время уходит невозвратно, ему на смену приходит «сейчас», а потом наступит будущее. Любому европейцу изначально понятно, что «миг» и тому подобные понятия – это то, что есть прямо сейчас, он не связывает его с прошлым или будущим.

Сознанию предков современных представителей коренных народов Приамурья была свойственна идея природных циклов, бесконечных возвратов и повторов событий. Отождествление того, что уже есть, с тем, что уже было не однажды. Эта особенность прослеживается и в языках коренных народов, и в ритуально-обрядовой сфере.

Уникальный культурный код коренных малочисленных народов Севера еще не до конца разгадан и изучен и, вероятно, его исследователям еще предстоит раскрыть его многочисленные тайны.


scroll-top icon