О чем расскажет нанайский наряд
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
7 июля 2023

О чем расскажет нанайский наряд

Не зря нанайские мастерицы так кропотливо копируют цвета и узоры нарядов, стараясь повторить каждый завиток, повторить детали и их расположение. Тому, кто умеет понимать этот язык, узоры могут рассказать много интересного об истории, верованиях и обычаях древнего народа.

В музеях Хабаровского края, в том числе и в краеведческом музее имени Н. И. Гродекова, хранятся образцы культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. По мнению искусствоведов, нанайский орнамент представляет собой уникальное явление. В нем практически нет ни одного изобразительного элемента, не несущего смысловой нагрузки.

Никто на свете не знает точно, сколько лет загадочным нанайским узорам. Веками, из поколения в поколение, складывался этот особый способ передачи информации. Понимать язык узоров могли только те, кому он и был предназначен – сородичи, свои люди.

В древней знаковой системе сконцентрирована философия жизни таежных людей, их представления о мире и обществе, каноны красоты. Универсальный кодированный язык позволяет сегодня «читать» сообщения, отправленные в мир много веков назад.

Нанайский национальный узор

– В основе детально разработанной системы лежит мифологическое мышление ее создателей. Посредством изобразительных символов древний житель Амура выражал свое отношение к миру и свои представления о его устройстве. В одних случаях он кодировал эти представления в причудливых, витиеватых знаках, в других изображал значимый сюжет почти реалистично, превращая его в художественную иллюстрацию к древнему мифу, — писала в своих работах хранительница нанайских традиций, почетный гражданин Нанайского муниципального района, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета Антонина Сергеевна Киле.

Три цвета считались у нанайцев священными: зеленый, синий и красный. Они символизировали энергию тайги, реки и огня – три дающие жизнь начала, три единства гармонии мира.

Идея трехъярусной вертикальной структуры мироздания выражалась в Мировом древе жизни. Верхняя часть изображения принадлежала небесной сфере, ствол и ветви соответствовали земному пространству и символизировали древность рода, а корни были напоминанием о мире предков, о подземном мире «буни».

Изображение птицы – еще один неслучайный элемент нанайского декора. Птица – это и тотем нанайских родов, и помощник шамана, и символ душ еще не родившихся детей, и знак верхнего мира.

Пара животных - оленей или лосей, стоящих у корней Мирового древа, тоже несли в себе сакральный смысл. Это обитатели земного мира, мира живых, окружение человека, то, к чему он привык. А вот изображение хтонических животных Нижнего мира – подземного или подводного, фиксировали третий уровень пространственно-временной структуры Мироздания, того, что уже в прошлом, что уже нельзя вернуть.

Числам в нанайском орнаменте придавалось особое значение. Ключевыми считались цифры «3» и «9». Тройка - основа всего на свете. Весь мир делится на три части: верх, средняя часть и низ. То же самое и в отношении времени - оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Поэтому и в нарядах для особо торжественных случаев, конечно, тоже были тройки.

Свадебный наряд нанайской невесты, к примеру, состоял из трех основных халатов, воротника маньчжурского типа с тремя разноцветными полосками, свадебного нагрудника лэлу с тремя горизонтальными членениями. Девушка надевала три пары сережек, а на самой свадебной церемонии было предусмотрено трехкратное повторение обрядовых действий. Орнамент праздничной одежды тоже содержал тройки: верхняя половина халата «сикэ» делилась на три горизонтальных яруса. Каждый из них заполнялся спиральными узорами. Три яруса содержал и орнамент халата «амири».

Магические свойства приписывали числу «9» – в нем три раза повторялось число три. По представлениям нанайцев, верхнее небо делится на три сферы: медную, серебряную и золотую. Каждая сфера в свою очередь тоже делится на три уровня и каждую контролирует «хозяин». Он же отвечает и за ту или иную область жизни человека или явление природы. Жизненный путь человека тоже делился на 9 циклов. На одежде шамана должно было быть изображено 9 животных.  

Современные художники из числа коренных малочисленных народов Севера, зачастую, подвергают традиционные формы и сюжеты столь глубокой художественной переработке, что они приобретают совсем иное идейно-образное содержание, меняют ритмический строй.

– Экспериментаторский характер художественного мышления молодых нанайских художников позволяет им вдохнуть в традиционные формы современное звучание, вместить в них актуальную проблематику, не свойственную этническому искусству. Разрушая целостность и гармонию традиционного орнаментального образа и его формы, профессиональные художники создают на его основе абсолютно новое искусство – ассоциативное, эмоциональное, неоднозначное, – отмечает заведующая отделом этнографии ГМДВ имени Н. И. Гродекова, искусствовед Галина Титорева.

Настоящий нанайский орнамент, все же, отличается от новодела целостностью решения, безупречным соотношением декора и формы и ментальным наполнением.  

– Орнамент нанайцев является достижением национального художественного гения, бесценным вкладом в сокровищницу мирового орнаментального искусства и этнических культур, – считает Галина Теодоровна.


scroll-top icon