О чем поют эвенки
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
14 ноября 2023

О чем поют эвенки

«И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет», - эти строки известны, наверное, каждому жителю нашей необъятной и многонациональной страны. А о чем пели коренные малочисленные народы Севера?

Музыкальный фольклор северных народов с давних пор вызывал интерес ученых. Первые записи песнопений эвенков были сделаны еще в 20-30 годы прошлого столетия - Е.В. Гиппиус начал первым записывать эвенков, приезжавших на учебу в Ленинград.

Первой серьезной публикацией, посвященной музыкальному фольклору эвенков можно считать статью М.Г. Воскобойникова «Эвенкийская народная песня». Она вышла в свет в №1 номере журнала «Советская этнография» за 1951 год.

В 40-60 годах XX века масштабную работу по изучению эвенкийского фольклора проводил Г.М. Пайкин. В 1969 году в Ленинграде в печать вышла книга Г.М. Василевича «Эвенки», где была дана классификация эвенкийского фольклора, приведены тексты песен и описаны условия их исполнения. В 70-80-ые годы музыкальным фольклором эвенков заинтересовались исследователи в Москве, Якутске, Новосибирске…

Ближе к нашему времени известным собирателем эвенкийского фольклора был В.С. Константинов, житель с. Аян, бывший редактор районной газеты «Звезда Севера», автор эвенкийских новелл.

Особым интересом у исследователей пользовались жители Тугуро-Чумиканского района Нижне-Амурской области. Именно там было обнаружено и записано множество преданий, сказок, бытовых песен. Исследователи отмечали у исполнителей неширокий диапазон напевов, но на удивление богатую «ритмическую изобретательность», особенно, если это касалось праздничных, приветственных песен.  

В монографии А.М. Айзенштадта «Песенная культура эвенков» описывается встреча со старым охотником-эвенком Николаем Кирилловичем Третьяковым. Охотнику было уже 89 лет, и он жил вместе с сыном и снохой на колхозной ферме в Нелькане.

- «Предания и сказки рассказывал он энергично, с выразительными интонациями, но когда переходил на мелодический речитатив (в моменты раздумий или прямой речи героев), темп резко менялся: повествование шло медленнее, как-то по-особому важно и значительно», - писал фольклорист об этой встрече.

«Заклички» и «призывы» считаются самыми древними музыкальными произведениями эвенков. С их помощью в древности охотники общались друг с другом, с животными и птицами, а также с природными стихиями: ветром, огнем, рекой или снежной бурей. Некоторые заклички носили прикладной характер: с их помощью мужчины во время охоты переговаривались между собой или приманивали зверя. Были и «магические» заклички – их исполняли во время шаманских обрядов.

Так или иначе, все эти «авторские» музыкальные произведения выполняли одну общую функцию – создать определенный эмоциональный настрой в тот самый момент, когда от человека требовалось какое-либо особенное напряжение физических и духовных сил.

Простейшие древние напевы состояли из двух-трех восходящих или нисходящих нот. Ритм состоял из постоянно повторяющихся ритмических групп. Как считают исследователи, эвенские «композиторы» брали за основу своих музыкальных произведений природные звуки: крик быка, изюбра и т.д. Остальное дорисовывало их воображение.

В силу специфики быта и традиционных занятий (оленеводство и охота), поселения эвенков были разбросаны на огромной территории от Северного Ледовитого океана и Таймыра до Сахалина. При такой отдаленности эвенкийских поселений, исследователи обнаружили общие закономерности, присущие устному фольклору всех эвенков, независимо от географии их проживания. Поэтому, среди специалистов, принято делить музыкальное наследие эвенков не по географическому признаку, а по жанрам:

- трудовые попевки оленеводов и охотников;

- песни в хороводах;

- семейно-бытовые (колыбельные, свадебные, приветствия, плачи);

- напевы в сказках и преданиях;

- «шаманские» напевы.

Музыка помогала эвенку передать важность момента, выделить его из череды обыденности, подчеркнуть важность происходящего, настроиться самому и настроить окружающих на особый лад. Чтобы достигнуть этой цели, исполнитель пользовался не только своим голосом, но и особыми музыкальными инструментами: берестяной трубой оревун и пищалкой пичавун, воспроизводя звуки различной тональности в зависимости от ситуации.

Особо можно выделить «личные песни» - их сочиняли и пели родители в честь рождения ребенка. Считалось, что эту песню родившийся ребенок понесет через всю жизнь, как и свое собственное имя.    

Примером «бытовой» песни может служить так называемая «эвенкийская бурлацкая» - «Песня на реке», записанная у эвенков, проживающих на реке Уд. Как и все таежные реки, она причудливо петляет и образует многочисленные перекаты и мели. Летом это был единственный доступный для человека путь из Чумикана на Охотском побережье до селения Удское, расположенного в верховьях реки Уд. В песне речь шла о том, как тяжелые лодки приходилось тащить волоком по реке на протяжении 80 км.

Ну а самими любимыми у эвенков были хороводные песни.

- «Эвенки любят хоровод самозабвенно: бывает так, что танцуют с вечера всю ночь напролет, а весной и несколько вечером подряд. В круг становятся мужчины и женщины, берут друг друга под руки, сплетая пальцы и касаясь друг друга локтями. Раскачиваясь мягкими и плавными боковыми движениями, они двигаются по кругу короткими прыжками или переступая нога за ногу», - описывал свои впечатления музыковед Айзенштадт. – «Направление движения «по солнцу», но иногда, по согласию или по инициативе наиболее уважаемых участников хоровода, оно может меняться. То же относится и к длительности танца. Мне приходилось наблюдать в Тугуро-Чумиканском районе, как танцующие женщины, минут через 10-15, внезапно вскрикивали «и-их!» и сразу садились отдыхая».            

При подготовке публикации

использована монография А.М. Айзенштадта

«Песенная культура эвенков»

 

Фото: из архивов министерства природных ресурсов Хабаровского края   

        


scroll-top icon