Новый год в Приамурье
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
30 ноября 2023

Новый год в Приамурье

Совсем немного времени остается до наступления Нового года. Нарядная, разукрашенная гирляндами и блестящими шарами елка в доме, гости, подарки, мандарины, пельмени и салат Оливье, Дед Мороз и Снегурочка - сейчас кажется, что так в Хабаровском крае было всегда. А, между тем, у народов Приамурья в древности не принято было 1 января проводить какое-то особенное торжество.     

Совсем немного времени остается до наступления Нового года. Нарядная, разукрашенная гирляндами и блестящими шарами елка в доме, гости, подарки, мандарины, пельмени и салат Оливье, Дед Мороз и Снегурочка - сейчас кажется, что так в Хабаровском крае было всегда. А, между тем, у народов Приамурья в древности не принято было 1 января проводить какое-то особенное торжество.     

В преддверии новогодних праздников, вспомним древние традиции празднования Нового года у народов Приамурья.

Отмечать новолетие именно 1 января, коренные малочисленные народы Севера начали относительно недавно, всего несколько десятков лет назад. В национальных календарях народов, обитавших на берегах Амура и Охотоморья, новый год отмечался в самое разное время. У некоторых народов новый год наступал летом, а не зимой.

У нанайцев, к примеру, было принято отмечать встречу нового года по лунному календарю, как и у китайцев. И те, и другие праздновали новолетие в феврале.

Но не только по времени проведения отличался древний нанайский Новый год. Подарки, например, нанайцы во время новогодних праздников не получали, а дарили их сами – приносили жертву духам. При этом произносили слова приветствия и благодарности, пожелания удачи, здоровья и благоденствия.

Подготовка к встрече нового года у нанайцев начиналась заранее. Родню и гостей угощали различными блюдами из рыбы и дикоросов. Позже, с приходом русских, меню нанайцев пополнили блюда из картофеля.

Главное «картофельное» блюдо нанайской кухни - картофельная тала. Готовится она так: мелко нарезанный картофель, хорошо промытый от крахмала, варится до полуготовности, затем снова промывается, отжимается и выкладывается в салатник, куда добавляют нарезанную мелкими кусочками вымоченную соленую кету. Заправляют талу растительным маслом или рыбьим жиром. Приправой служит дикий лук или черемша.

Популярный нанайский десерт - солима. Для нанайской солимы смешивались лесные ягоды (брусника, голубика). Жарили до золотистого цвета тасиму (нанайская пресная лепешка из теста). В центре ее делали два продольных надреза, чтобы лепешка быстрее прожарилась. Готовую тасиму остужали, затем нарезали на мелкие кусочки и выкладывали в глубокую миску. Добавляли сверху ягоды, сахар, все перемешивали и поливали растительным маслом.

Готовили также и мясные пельмени - сочные и сытные. Сладости на десерт было принято ставить на столе отдельно и делить их между собравшимися поровну, как пожелание успешного нового года.

Не обходилось празднование и без шаманских мистерий: шаман приносил жертву духам, исполнял ритуальный танец. Собравшиеся, дождавшись того момента, когда шаман впадал в особое состояние, задавали ему вопросы о своем будущем или о судьбе родных, с трепетом ожидая, что ответят через шамана духи.         

У некоторых народов Приамурья, так как они занимались преимущественно охотой и рыбалкой, начало года было принято отмечать исходя из их традиционной хозяйственной деятельности. Таким образом новый год мог отмечаться и летом.

Так, встреча эвенского нового года («нового солнца»), у предков нынешних обитателей Охотского муниципального района, традиционно отмечалась в июне. Праздник назывался «Хэбденек».

В этот день у эвенов было принято просыпаться рано, чтобы не пропустить рассвет и встретить «новое» солнце под звуки варгана. После того, как проводился обряд благодарения земле и кормления огня кусочками мяса и рыбы, наступало время хоровода Хэде – он объединял всех, кто собрался на празднике Хэбденек. На память об этом дне, в конце обрядовой части праздника, взрослые и дети повязывали на ветках дерева разноцветные ленточки.

В наше время старые традиции начинают возвращаться: жители Охотского района отмечают встречу нового года дважды: 1 января и в июне, радушно принимая у себя гостей.       

Эвенкийский новый год назывался «Бакалдын», что переводится как «встреча сородичей после зимы». Этот праздник также отмечался летом - в июле. Он не имел четкой даты и был «плавающим». Эвенки определяли дату, что называется, «на глазок», основываясь на собственных наблюдениях за пробуждением северной природы.

Праздновали бакалдын жители территорий, где сейчас расположены район имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Верхнебуреинский муниципальные районы Хабаровского края.

Готовясь к празднику, каждый заботился о том, чтобы его костюм был самым красивым. Мастерицы иногда несколько лет расшивали и богато декорировали праздничный костюм. Потом такие наряды бережно хранили и могли даже передавать по наследству.  

В наше время старые традиции начинают возвращаться: жители Охотского района отмечают встречу нового года дважды: 1 января и в июне, радушно принимая у себя гостей.        


scroll-top icon