Николай Дявгода: «Не могу без искусства»
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
18 октября 2023

Николай Дявгода: «Не могу без искусства»

В работе проходившего в начале октября в Хабаровске фестиваля-ярмарки «АмурФест. Осень» принимал участие Николай Дявгода, уроженец древнего ульчского села Кольчем, внук искусной вышивальщицы из рода Дявгода Пумпы и умелого резчика по дереву Ваксы Самара, один из самых известных сегодня художников и мастеров декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.

Николай Николаевич, на ваш взгляд, что сегодня необходимо сделать в первую очередь, чтобы сохранить традиционную культуру коренных малочисленных народов в Хабаровском крае?

– Прежде всего, нужен рынок сбыта. Мастеров сегодня осталось очень мало, буквально, я бы сказал, считанные единицы. Чтобы жить, человеку нужны деньги. И многие бросают творчество, потому что им нужно зарабатывать, а если нет этой возможности, нет возможности прокормить себя и свою семью, то и интерес что-то делать пропадает. Люди берутся за другую работу, некоторые устраиваются на вахтовую работу. Продолжают развивать свое родное искусство только энтузиасты, но им очень сложно, приходится буквально выживать.

Помогают мастерам решать финансовые вопросы организованные выставки – такие, как «АмурФест» и другие масштабные мероприятия. Их необходимо проводить, потому что это возможность для мастера выйти в свет, показать свое искусство, продать работы и немного заработать на этом.

– А вы сами готовы устроиться на работу вахтами?

– Нет. Однозначно нет. Я – художник. Занимаюсь искусством уже много лет, с 90-х годов прошлого века. Я не могу уже без искусства, не могу бросить заниматься тем, что я умею и люблю. Деньги, конечно, и мне нужны, но когда то, что ты делаешь не по душе тебе самому, это обязательно отразится и на настроении человека, и на его здоровье.

Когда я занимаюсь творчеством, я чувствую связь с моим родом, ощущаю себя продолжателем древних традиций. Хорошо помню, как моя бабушка занималась берестой, и это навсегда осталось в моей памяти. Очень жаль, что по какой-то причине, её имя осталось неизвестным широкой общественности.

В советское время в Кольчем часто приезжали научные экспедиции и исследователи традиций коренных народов, в том числе из Ленинграда и из Москвы. Ведь Кольчем всегда славился своими мастерицами. Многих из них я знал лично. Их уже нет, но остались созданные ими произведения искусства, в том числе и в музейных экспозициях и фондах Дальневосточного художественного музея.

Работы мастериц из Кольчема отличаются – у них совершенно особый стиль и их всегда можно безошибочно узнать среди работ других мастеров.

Есть ли у вас ученики? Вы передаете им свой опыт?

– Сейчас нет. Какое-то время я преподавал в КГБУ «Детский дом №28» с. Богородское Ульчского муниципального района. Принял решение уволиться из-за отсутствия интереса к моей работе.

Тем не менее, подчеркну, что дети всегда с удовольствием занимаются и резьбой по бересте, и глиной. Они готовы постигать азы декоративного искусства, изучать секреты древних узоров – ульчских и других народов Приамурья. Им это нравится!

По моему мнению, необходимо проводить с ними уроки творчества. Кто-то должен передать им тот бесценный опыт, что был накоплен их предками. И очень жаль, что в районном центре – в селе Богородское, таких мастеров, к сожалению, уже нет. Радует, что с детьми сегодня активно работают мастера в селе Булава.

– Что по вашему мнению необходимо сделать для возрождения традиционного искусства коренных народов? Для того, чтобы у жителей национальных сел появился интерес заниматься народным творчеством?

– Во-первых, по моему опыту, обучение декоративно-прикладному искусству нужно выстраивать таким образом, чтобы оно проводилось непосредственно там, где мастер работает. Там, где у него мастерская, где его инструменты.

Во-вторых, берясь за обучение других, ты должен быть готов к этому. Ты должен знать, где, когда и как нужно запасаться расходными материалами, владеть техникой, уметь держать инструмент под нужным углом. Владеть навыками и знать, как правильно рассчитать силу нажима, понимать, как избежать ошибок в работе.

Всему этому мгновенно нельзя научиться. Я, например, занимаюсь берестой уже не один десяток лет, в свое время, обучаясь на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического университета, защитил диплом на тему «Художественная обработка бересты».

Даже такой, казалось бы, простой этап как заготовка бересты, на самом деле, требует сноровки и знаний. Нужно знать, где ее лучше заготавливать, в какое время и как именно это делать. Я в свое время проводил наблюдения за березами после того, как с них снимали бересту. Убедился на собственном опыте, что при правильно организованном процессе заготовки вреда деревьям не наносится и достаточно быстро ствол покрывается новым слоем. Но когда вместе с берестой снимается часть древесины – такие деревья обречены на гибель.

Берестой, кстати, занималась и моя бабушка, стараясь украсить свой быт.


– За годы творчества вашими руками были изготовлены сотни различных произведений искусства. Есть ли среди них любимые работы?

– Я очень уважаю русского писателя, исследователя и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева. Посвятил ему триптих: Владимир Клавдиевич на отдыхе в уссурийской тайге, его друг и проводник Дерсу Узала и амурский тигр – могущественный хозяин тайги.

Все три части объединены едиными элементами. Это переплетенные ветви деревьев, олицетворяющих безграничный и вечный мир дальневосточной тайги, её обитатели – птицы и животные и драконы – её хранители. В самом низу изображена маленькая ящерка. Это символ удачи, и она в любые времена очень нужна таежным жителям!

Венчают все три работы изображения небесных светил. Над Арсеньевым, так как он ученый и нес людям свет знаний, горит солнце. Над тигром, как над ночным хищником, изображена луна. А над литературным героем, олицетворяющим бесстрашие, терпение, мудрость и верность народов Приамурья – светят и луна, и солнце одновременно. И этот символ можно прочитать как пожелание коренным народам Севера достойно проходить любые времена, успешные и не очень мужественно и с терпением и сохранить себя и свои устои, не смотря ни на какие внешние обстоятельства.


Фото: Елена Мироненко


scroll-top icon