Нелькан как точка притяжения
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
28 апреля 2023

Нелькан как точка притяжения

Национальное эвенкийское село Нелькан расположено в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Здесь сейчас проживает не более тысячи человек. Но для местных жителей это не просто маленькая точка на карте, а самое красивое и дорогое место на планете. О том, как желание с детства воспитывать в юных нельканцах любовь к своей малой родине объединило педагогов сельской школы, рассказывает учитель технологии и педагог дополнительного образования МКОУ СОШ с. Нелькан Виктория Архипова.

— Виктория Константиновна, как давно вы работаете в школе в Нелькане?

— Я работаю в этой школе, страшно сказать, уже 30 лет. Ни разу у меня не возникало желания сменить профессию или уехать из Нелькана. Я люблю свою работу, люблю Нелькан. Я не представляю своей жизни без первого цветения багульника, без подснежников, без этой зеленой дымки, когда приходит весна и природа просыпается, оживает. Я не представляю для себя другой жизни.

вИКТОРИЯ кОНСТАНТИНОВНА УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ЭВЕНК.jpg

— Расскажите, как возникла идея организовать этнозанятия с вашими учениками?

— У нас в Нелькане не очень большая школа. Сейчас в ней обучается 117 учащихся. И раз уж мы живем в национальном селе, я считаю, что мы должны сохранять традиции и культуру своего народа – это крайне важно.

Сразу хочу сказать, что одна бы я ничего не смогла сделать. Не зря говорится, что один в поле не воин. Так случилось, что в Нелькане собралась инициативная группа неравнодушных учителей. Нас всех объединила любовь к нашему национальному селу и желание передать это чувство детям, нашим ученикам.  Как показало время, вместе мы - сила! И, конечно, важный фактор успеха - это поддержка со стороны директора школы - Пахомовой Тон Сун.

960f77c9-03ce-4ad9-8b85-f3591cf4dff4.jpg

— Что помогло вашей инициативной группе добиться успеха?

— Прежде всего это постоянная целенаправленная работа педагогов, их профессионализм и увлеченность. Раньше, в ответ на предложение принять участие в постановке национального танцевального номера, учитель часто мог услышать в ответ от ученика отказ. Сейчас такого уже нет. Напротив, мы отмечаем, что этнокультура для нынешних детей и подростков стала частью их жизни, в какой-то мере для них это теперь модный тренд. Они начинают по-настоящему гордиться своей национальностью.   

Мальчишки с удовольствием участвуют в различных спортивных и туристических проектах. Девочкам ближе декоративно-прикладное искусство. Они с интересом изучают художественные приемы материального воплощения мировоззрения эвенков, постигают азы духовного наследия своего народа. Для них невероятно интересным становится изучение эвенкийской культуры.

202c6571-c2a7-46e2-a629-81f19c35e5c4.jpg

Кстати, эвенки – кочевники, что отложило серьезный отпечаток на их культуру. Обогащаясь за счет знакомства с другими народами, наши предки творчески перерабатывали увиденное, адаптировали новые знания под себя. В этом заключается серьезное отличие эвенкийской культуры от культур оседлых коренных народов Приамурья.

Особого внимания заслуживает декоративно-прикладное искусство эвенков, отражающее мировоззрение этого самобытного народа, его картину мира.

Эвенки обрабатывали кость, рог, бивни мамонта и дерево, бересту, кожу и мех, владели вышивкой нитями и бисером, техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики. В основе всех этих видов декоративно-прикладного искусства лежит эвенкийский орнамент, наносимый на одежду, постельные принадлежности, посуду, предметы быта, украшения, ритуальную атрибутику, надгробные домики, охотничьи принадлежности и другие предметы и вещи.

— По какому принципу строится работа инициативной группы?

— У каждого из нас есть свое направление работы: спортивное, туристическое, декоративно-прикладное и т.д.

Надежда Егоровна Доронина – учитель физкультуры. В конце марта 2023 года она вместе с учениками приняла участие в престижных соревнованиях, посвященных национальным видам спорта. Они были организованы в рамках Пятого краевого детского физкультурно-спортивного фестиваля «Надежды Севера». В Николаевск-на-Амуре съехались команды юных спортсменов в возрасте до 18 лет из северных районов края.    

ПРИЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ.jpg

В спортивную команду от Аяно-Майского района вошли учащиеся 7-9 классов нашей школы. Перед самым стартом случился казус: организаторы спортивных соревнований высказали сомнения в целесообразности выступления наших ребят, так как прежде школа с. Нелькан не принимала участия в таких состязаниях. А в итоге наши ребята не просто выступили на соревнованиях, но и заняли первое место, достойно защитили честь Аяно-Майского муниципального района!

Особо зрители и судьи отметили выступление учащегося 8-го класса Данила Евсюкова, совершившего безостановочно сто прыжков через нарты! 

Другой член нашей инициативной группы - Анна Эдуардовна Кирилина, педагог дополнительного образования. Она сама увлечена рисованием и этновышивкой, и в детях сумела зажечь этот интерес.

ЭВЕНКИ.jpg

Лучшие работы наших учениц мы размещаем в рекреации школы, благодаря чему она стала похожа на музей эвенкийского декоративно-прикладного искусства.

На подарки друзьям наши девочки изготавливают обереги. Эта традиция сохранилась у нас с глубокой древности. Охотники, отправляясь на промысел, оказывались в тайге один на один с суровой природой, подвергали свою жизнь опасности. Чтобы подбодрить их, а также уберечь от болезней и неудач, матери и жены и изготавливали для своих мужчин обереги.  

Кстати, работы наших мастериц хорошо знают и за пределами Нелькана, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы различных фестивалей и конкурсов, в том числе краевых конкурсов «Приамурские узоры», «Ремесла Земли Дерсу» и др.

Среди наших учениц есть настоящие талантливые «звездочки»: Марина Белолюбская, Станислава Евсюкова, Арина Перелякина, Оксана Дьячковская, Ирина Чишонкова, Светлана Найко…         

Еще один наш педагог дополнительного образования - Евгения Викторовна Юсупова, возглавляет эколого-туристическое объединение. Благодаря ее активности и тесному сотрудничеству с одной из семей кочевников, наши ученики имеют возможность знакомиться с традициями и обычаями эвенкийских оленеводов. Во время летних каникул, ребята выезжают на места кочевий, общаются с оленеводами, знакомятся с бытом этих людей, помогают в работе, ухаживают за оленями, устраивают небольшие концерты.

Эмоции ребенка, когда он самостоятельно запрягает оленя или кормит его солью, нельзя сравнить ни с какими другими. Такую летнюю «практику» и глубокое погружение в жизнь кочевников не заменят ни лекции, ни просмотр фильмов. 

Моя специальность - учитель технологии. Одновременно я курирую работу педагогов дополнительного образования. Хочу подчеркнуть, что наше объединение – это команда неравнодушных и творческих педагогов.

8b8a843b-fbbd-4aca-90ca-e7d6b6d6ea10.jpg

Одно из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы – патриотическое воспитание. Одна из задач этого направления - сохранение традиций родного края через изучение его истории, привлечение молодежи к пропаганде культуры эвенков Аяно-Майского района. Я стала автором проекта «Откуда мы родом». Его главная цель - сохранение и возрождение национальной самобытности, материальных и духовных ценностей народа через приобщение к декоративно-прикладному творчеству, живописи, искусству.

И, конечно, так как я учитель технологии, мне близко декоративно-прикладное искусство. Вместе с детьми вышиваем, выжигаем, шьем. Наши работы высоко ценятся специалистами, о чем свидетельствует большое количество призов на художественных конкурсах различного уровня.

Мы становились победителями региональных конкурсов научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Отчизна»,  межрегиональных смотров-конкурсов мастеров ДПИ, художественного промысла и ремесел коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Северные узоры».

Ежегодно мои ученицы становятся победителями краевого конкурса художественно-прикладного творчества «Приамурские узоры» среди детей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ,  победителями краевой выставки-конкурса «Наследники традиций: мастер и ученик» и др.

3e27423e-f558-41db-a7ef-9ac7a840f534.jpg

— Удается ли привлечь молодых педагогов к вашей работе с учениками?

— Сейчас наши педагоги - это в основном люди среднего возраста и старше. Но когда появляются молодые педагоги, мы всегда стараемся их привлекать. Так или иначе, они вместе с нами тоже оказываются в этой атмосфере. В стороне у нас никто не остается. И когда, к примеру, в Нелькане проходят национальные праздники, задействованы в их подготовке оказываются все.

— Что на данный момент вы назвали бы своей самой большой профессиональной проблемой?        

—   Отсутствие носителей языка! Наши родители понимали эвенкийский язык и могли говорить на нем. Мое поколение понимает речь, но уже не говорит по-эвенкийски. И у нас сейчас нет человека, владеющего языком и способного обучать ему детей. Это наша боль. Сегодня в России есть вузы, где готовят преподавателей эвенкийского языка, но найти кандидатуру для обучения мы пока не можем.

scroll-top icon