Нанайские тапочки хранят тепло родного дома
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
23 октября 2023

Нанайские тапочки хранят тепло родного дома

Вологодское масло, башкирский мед, кизлярские ножи, тульские самовары, ивановский текстиль, якутские украшения – все это символы российских регионов, их гордость. Хабаровский край в этом ряду могут смело представлять нанайские тапочки. О них мы расспросили мастерицу из национального села Сикачи-Алян Галину Ли (Актанко).
У многих жителей Хабаровского края в детстве была своя пара нанайских тапочек. Сплошное удовольствие носить такие мягкие, теплые и уютные тапочки с национальным колоритом. Яркие и красивые, они остаются в памяти надолго, в отличии от обычных комнатных шлепанцев, купленных где-нибудь в обувном магазине или на развалах китайских рынков.

Нанайские тапочки всегда и всюду привлекают внимание. Прохожие, даже если они не планировали в ближайшее время покупать новую домашнюю обувь, подходят к продавцу, гладят меховую опушку поверх высоких бортиков «чуней», с любопытством и придирчивостью рассматривают яркий и колоритный национальный узор. Счастливчики, выбравшие себе пару нанайских тапочек, унесут их домой и будут с радостью носить их долго-долго, вспоминая добрым словом мастера.
d421226e-2980-44f8-92cf-f153ddd1da39.jpg

Галина Ли (из нанайского рода Актанко), живет в национальном селе Сикачи-Алян Хабаровского района. Тапочки шьет с самого раннего детства. Рассказывает, что еще в 70-е годы прошлого столетия она шила и продавала их вместе со своей бабушкой, искусной нанайской мастерицей. 
Помнит, как в советские времена в национальных сёлах Хабаровского края начали работать мастерские по пошиву нанайских тапочек. Национальная обувь пользовалась большой популярностью. Тапочки были украшением дома, они придавали особый колорит быту жителей Дальнего Востока. Отдельные партии, упакованные в коробки, отправлялись на продажу за границу. 

– Материал для пошива нанайских тапочек расходовали очень экономно. План был высокий, а зарплаты у мастеров при этом были небольшие. Чтобы успеть вовремя выполнить заказ, некоторым даже приходилось задерживаться на работе ночами, – вспоминает Галина Николаевна. 
После закрытия мастерских, жительницы отдельных сёл еще продолжали шить национальные тапочки. Но со временем мастериц становилось все меньше и меньше. Трудоёмкая и довольно сложная работа, требует сноровки и определенных навыков. При этом, не смотря на ручной труд и затратность, цена на тапочки должна оставаться относительно невысокой.

Галина Николаевна шьёт тапочки разных размеров и на любую ногу – для взрослых и детей. Старается учитывать анатомические особенности ног пожилых людей. Широкие, свободные и удобные нанайские тапочки особенно ценят те, кто уже в возрасте и те, у кого есть различные деформации стопы.
Если приглядеться, каждая пара тапочек, изготовленная руками нанайской мастерицы, не похожа на другие. Все они различаются цветом, узором, элементами декора или цветом канвы по краю. Есть летние шлепки без задника из экокожи, а есть зимний вариант – с опушкой из меха. У некоторых пар носок круглый, а есть и с острым носком, заканчивающиеся «капелькой» – специально оставленным отверстием для проветривания внутренней части обуви.
Мужскую пару, как правило, украшают более простые и незатейливые узоры, с меньшим количеством декоративных элементов, нежели у женских или детских. Но мужчины и менее привередливы, для них главное – это чтобы ноге в тапках было тепло и комфортно. 
Нанайцы по природе своей – таёжные жители, охотники и путешественники. Испокон веков им приходилось много передвигаться, перемещаясь по тайге на десятки и даже на сотни километров. Их натруженные за день ноги нуждались в отдыхе, и мягкие тапочки, сшитые заботливыми руками мастериц, гарантировали хороший отдых и релакс. Зимой, когда на улице мороз, дома – в тапках на меху, тепло и уютно.
5c9baf3f-bb34-4b45-bad9-b743c8409c89.jpg

Узоры на нанайских тапочках замысловатые, со смыслом. Они символизируют земную стихию. Любимый мастерами зеленый цвет – это цвет уссурийской тайги, бескрайней, но вместе с тем понятной и близкой любому нанайцу. Как землю покрывают растения разного цвета, так и поверхность нанайских тапочек покрывает растительный разноцветный орнамент: красный, синий, желтый цвета и любимый нанайцами белый цвет – цвет чистоты.

  – Узор на нанайских тапочках – это не просто элемент декора, он имеет еще и сакральный смысл. Это оберег, защита от злых духов, грозящих хозяину тапочек неприятностями и утратами, – раскрывает древние секреты Галина Николаевна.

Конечно, времена сейчас изменились и мало кто из покупателей сейчас приобретает нанайские тапочки из-за их мистических свойств и способности, якобы, защитить человека и его дом от злых духов. Да и сами мастерицы вряд ли придают слишком большое значение таким рассуждениям. На первом плане для них – декоративные свойства тапочек.
b4d36473-8b7e-4012-bdc9-c67b565b305f.jpg

Современные мастера нередко дополняют традиционные нанайские узоры новыми элементами. Так, например, часто нанайские тапочки стали украшать разноцветной каймой, возможно, переняв эту традицию у соседних народов. Для мастера кайма – это всего лишь элемент декора, позволяющий дополнить композицию и обрамить узор изящной волнистой линией.

А вот белую ромашку – российский символ любви и верности, нанайские мастерицы сегодня действительно изображают со смыслом, как пожелание мира и согласия в семье, благополучия и долголетнего супружеского счастья.

Фото: Елена Мироненко

scroll-top icon