Нанайская игрушка говорит языком предков
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
26 января 2024

Нанайская игрушка говорит языком предков

Игрушки у появились у древних народов Приамурья много веков назад. Сегодня специалисты внимательно изучают их, видя в них отражение духовной культуры, родовых традиций и обычаев предков нынешних представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Хабаровского края.

 
Когда мы берем в руки игрушки коренных малочисленных народов Дальнего Востока, мы напрямую соприкасаемся с их историей. Именно в игрушке народностей Дальнего Востока воедино соединились отголоски древних мифологий и поверий, в них соединились воедино игра и реальность бытия.

 
В первобытном обществе человек, вступая в игру, не отделял ее от магии, искусства, танца. Игрушка имела сакральный смысл, обретала значение оберега, талисмана, образа иного мира.

 
По своим характеристикам игрушки народов Дальнего Востока отличаются огромным разнообразием. Это касается не только материалов, из которых их изготавливают (плоды растений, трава и ягоды, ракушки, камни, палки, кости животных, птиц, рыб, кожа, ткань, бумага и т.д.). Дальневосточные игрушки отличаются также большим разнообразием и по их назначению, и по возрастным категориям, и по стадиям развития того, для кого они предназначены.


Традиционные детские игрушки коренных малочисленных народов Севера условно можно разделить на три группы:
• игрушки девочек,
• игрушки мальчиков
• общие игрушки для обеих групп детей


Игрушки, предназначенные для девочек, изготавливались женщинами. Это могла быть мать, бабушка или кто-то из родственниц семьи. Игрушки, предназначенные для мальчиков, могли изготовить их отцы, братья или другие мужчины из числа родственников.

Зачастую народные игрушки имели дополнительную родовую семантику. Так, например, у рода Пассар, было принято использовать игрушки, изображающие красных волков (дергул). У нанайского рода Бельды детям дарили игрушку- медведя (мапа). Дети из рода Актанка забавлялись с игрушечным тигром (амба).


Игрушки, изготовленные из костей рыб, птиц, животных, представляют одну из ранних форм игрушек амурских народностей.


Игрушки могли не только развлекать, но выполнять одновременно и образовательную функцию. Так, например, игрушечные птицы размером 4-8 см представляли собой довольно точную копию той или иной птицы, обитавшей в Приамурье. У нанайских детей была также возможность познакомиться поближе и с изображениями мифических птиц.


В религиозных представлениях народов Амура, образ птицы издавна был связан с понятиями «душа» и «вечность», а изображение птиц имело охранительное значение. Так, географ, геолог и исследователь Сибири и Дальнего Востока 19 века Иннокентий Александрович Лопатин отмечал, что удод («обиби»), у нанайцев считался птицей, приносящей счастье и удачу.

 
Среди нанайцев, удэгейцев, маньчжуров вечно живую жизненную силу было принято представлять в виде птички или бабочки. Изображение же родового древа, на ветках которого размещаются птицы – души, нанайцы связывали с культом плодородия.


Из дерева мужчины изготавливали самые различные по форме и обработке зооморфные и антропоморфные игрушки.

 
Нанайские игрушки «бучукэн» идентичны культовым изображениям зооморфных и антропоморфных духов («сэвэнов»). Фигурки имеют конусовидную или зубчатую форму головы, что является имитацией головного убора.


Кора, оставленная на туловище и головном канте игрушечной куклы, является как бы верхней одеждой игрушки. Ножом выбит орнамент, имеющий геометрический мотив.

 
Нужно отметить, что орнамент в виде полосок, небольших дуг, каплевидных узоров и солярных знаков несет важную семантическую функцию, определяя характерные признаки изображения, служа магическим целям оберега.


Зооморфные «хупику» (традиционные нанайские детские игрушки), передают образ мифического лесного духа. Они не имеют глаз, что являлось основным отличием игрушки от культовой скульптуры.


Изображение глаз считалось моментом вселения в фигурку духа, будущего хозяина данной материальной оболочки, способного навредить ребенку. Между тем, во всех сказках народностей Приамурья куклы всегда доброжелательны и благодарны своему маленькому хозяину, остаются его верными помощниками. Предназначение древней куклы коренных народов Приамурья - охранять человека от злых сил.


Подготовлено по материалам школьного музея «Мир Сикачи-Аляна»
Источник фото: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-rodnogho-iazyka-i-tiekhnologhii.html


scroll-top icon