Моя первая учительница – Пассар
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
26 июня 2023

Моя первая учительница – Пассар

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. В его рамках проходит Всероссийская акция «Мой первый учитель». Присоединяется к ней и портал «Многоликий Хабаровский край» с рассказом о выдающемся педагоге из Нанайского района Ульяне Александровне Пассар.

Труд учителя никогда не был легким. Чтобы заслужить уважение своих учеников, педагогу, помимо высокого профессионального уровня и широкого кругозора, требуется умение находить общий язык с ребятами и с их родителями, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. А еще в школе не обойтись без терпения, самообладания и уважения к ученику несмотря на то, что он ленится или даже прогуливает уроки. Всем этим навыкам нельзя обучиться в вузе.

Тем, кому повезло встретить в жизни хорошего учителя, можно только позавидовать. Таких педагогов ученики помнят всю свою жизнь и испытывают к ним глубокое уважение, доверие и благодарность.

– Когда вспоминаю детство и свою школу, первым делом думаю об Ульяне Александровне Пассар, учителе родного (нанайского) языка. Чем старше становлюсь, тем больше осознаю, сколько терпения и тепла проявляла она к нам, своим ученикам, – рассказывает Ольга Аистова, бывшая ученица школы с. Лидога Нанайского муниципального района.

Ольга уже без малого четверть века живет в Хабаровске, работает медиком. Увлечена изучением традиций предков, родной культуры и нанайского языка. Вспоминает, что во времена ее детства нанайский язык был в национальных селах не в почете, школьники стеснялись на нем разговаривать и нередко сбегали с уроков родного языка. За компанию с одноклассниками прогуливала занятия и Ольга.

Ульяна Александровна, тогда еще совсем молодая учительница, не ругала прогульщиков или же делала это очень тактично и мягко. Если количество пропусков становилось критическим и разговор о прогулах ученика выносился на обсуждение родителей, опять же, все равно оставалась мягкой и понимающей.

– Девчонки могли прогулять урок родного языка и в тот же день прийти к ней на занятия по декоративно-прикладному творчеству. Ульяна Александровна – потрясающая мастерица, именно она привила мне любовь к рукоделию, к вышивке, и это увлечение идет со мной по жизни уже много лет. С одной стороны, это отличный релакс, способ расслабиться и на время забыть о проблемах. Но важно еще и то, что это возможность сохранения памяти моего рода, его традиций и обычаев, – говорит Ольга.

Только со временем, повзрослев, девушка поняла, насколько важно сохранять память своих предков, их дух, историю, традиции и обычаи. Как важно воспитывать уважение к наследию своего народа следующим поколениям – детям, а позже и внукам. В Хабаровске Ольга снова начала изучать нанайский язык. Теперь уже она делает это вполне осознанно и с большим желанием.

– Недавно встретила в Хабаровске Ульяну Александровну и очень обрадовалась. Призналась, что до сих пор испытываю чувство неловкости за то, что в школе прогуливала ее уроки. Ульяна Александровна за это время ничуть не изменилась – осталась такой же открытой, теплой и доброжелательной. Было очень приятно убедиться в том, что она действительно такая, какой осталась в моей памяти, – делится Ольга.

Рассказывая об Ульяне Александровне, Ольга с большим уважением отмечает, насколько это разносторонний и образованный человек.

Ульяна Александровна начала преподавать в Лидоге после окончания ЛГПИ им. А. И. Герцена. После уроков, она вела для девочек кружок рукоделия – вот его школьницы никогда не прогуливали!

На продленке разучивала с ребятами национальные нанайские игры. К праздникам дети под ее руководством ставили танцевальные номера и учили песни на нанайском языке. А еще Ульяна Александровна заведовала школьным музеем, где были представлены древние раритеты, найденные во время археологических раскопок. Ей удавалось все, за что она бралась, и времени хватало на все, включая и собственную семью.

– Мне бы очень хотелось, чтобы и у моих детей в школе были бы такие же учителя. Первоклассники приходят в школу открытыми, добрыми, они тянутся к учителю. Но часто вместо понимания и желания помочь, дети в школе сталкиваются с неуважением и формализмом, а порой и с грубостью, унижением, оскорблениями. В таких случаях маленький человек закрывается, пытается дать отпор, – рассуждает Ольга. – Если бы нас в детстве все время ругали за прогулы, жаловались на нас родителям, мы не тянулись бы так к нашей учительнице, не смогли бы полностью раскрыть все наши таланты. Одними запретами и ограничениями ничего не добьешься, если учитель не любит и не уважает своих учеников, если нет классных чаепитий с возможностью неформального общения с учителем, помогающих создать атмосферу душевного комфорта от нахождения в школе, доверия и близости.

Кстати, с 5 по 30 июня в России проходит второй тур отборочного этапа Всероссийского конкурса «Первый учитель». Подробности по ссылке: https://xn--b1afbleowjvi8b6bu.xn--p1ai/.


Фото предоставлено Ольгой Аистовой


scroll-top icon