Мир полный загадок и открытий
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
16 августа 2023

Мир полный загадок и открытий

Загадочен мир народов Дальнего Востока. Здесь всё сплетено в единое целое: уважение к предкам, боязнь навредить природе, доброжелательность к окружающим, орнаменты и вышивка национальной одежды, отражающие взгляды на мироздание. Больше сорока лет бережно собирает и сохраняет культурное наследие народов Дальнего Востока этнограф, заслуженный работник культуры нашего края Любовь Егоровна Варшавская.
Её многогранная деятельность сопряжена с наукой и искусством, интересными открытиями и наблюдениями за явлениями подчас таинственными.

Наша землячка как мастер-этнограф профессионально занимается изготовлением национальной одежды плетением бисером, искусством шитья. Любовь Варшавская потратила много лет на то, чтобы научиться делать уникальные предметы по технологиям, которые ей передали старики в стойбищах и национальных деревнях. В начале 90-х годов Любовь Егоровна предприняла несколько этнографических экспедиций. Прекрасно зная обычаи автохтонного населения и проявляя к ним уважение, она сумела расположить к себе людей и убедить их передать на сохранение семейные реликвии и родовые святыни.
1ea8416174975fe1a9eaf.jpg

Так, в этнокультурном центре «СЭНКЭ» (филиал МБУ «Районный Дом культуры»), которым руководит Любовь Егоровна, появились предметы шаманского культа, сэвэны ульчского рода Кофта - скульптурные воплощения духов, изготовленные из дерева. Исконные жители нашего региона считали, что весь мир одухотворён, всё живое и неживое на земле имеет осознанное начало. Для того, чтобы жить с природой в согласии, нужно было выстраивать отношения между миром людей и миром духов, что породило одну из древнейших форм верований – шаманизм. У малых народов невидимые существа обретали материальное обличие в виде деревянных культовых фигурок. Три из них поселились на рабочем столе исследователя.
7839b413f8550866d2019.jpg

- Сила защиты сэвэнов, манифестация их энергии зависит от того, насколько сам человек верит в их возможности, целительное или негативное воздействия, - полагает наша собеседница. - Но иногда даже заядлые скептики приходят в недоумение, становясь очевидцами необъяснимого. Когда я увозила из деревни эти реликвии, получив согласие ульчей, происходило немало загадочного. По дороге сломался автобус, в котором находились участники экспедиции. Водитель из местных долго не мог установить причину неполадки, возился с мотором, всё проверял, а результата нет. Потом он спросил: «Может быть, вы везёте что-то особенное?». Я сначала не поняла, что он имеет ввиду. «Нет», - говорю. Он настаивает: «Какие-то культовые предметы есть?». И тут до меня дошло: «Сэвэны». Наш возничий кивнул: «Тогда понятно. Не хотят они уезжать. Надо бы обряд провести, иначе ехать не сможем». Я достала свой груз. Провели мы обряд по всем правилам ульчей. Пообещала сэвэнам заботиться о них не хуже прежних хозяев. Только после этого наш автобус завёлся, мы смогли продолжить свой путь.

57bf9e0d04fe278495c93.jpg

Этнограф своё слово сдержала. Правда, на новом месте таинственные постояльцы иногда всё же обнаруживали свой беспокойный нрав, со временем обросший легендами о самопроизвольном перемещении предметов, необъяснимых звуках и явлениях в помещениях центра. Любовь Егоровна к этому относится с пониманием: «Помните, у Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Среди моих друзей из малочисленных народов есть те, кто и сегодня живёт в традиционной системе представлений, их сложно удивить подобным, так почему же должно удивлять меня – человека, который разделяет многие ценности этих людей?”.

В собрании Л. Варшавской хранятся не только религиозные принадлежности, связанные с шаманскими практиками. Отдельное место в нём отведено предметам быта: керамике, орудиям труда из металла и дерева, бересте, одежде. Любовь Егоровна является первой русской мастерицей на Дальнем Востоке, а, возможно, и в России, освоившей выделку рыбьей кожи. Именно ей доверили свои секреты мастера представителей этнических групп. 25 лет назад коллекция халатов, сумок, обуви на «рыбьем меху», собственноручно изготовленная ванинской умелицей, произвела сенсацию в Москве. Именитые кутюрье оставляли восторженные отзывы, отмечая в одежде мастерицы гармоничное сочетание современных модных тенденций и бережное отношение к стилистике национального костюма. Шкурки рыбы по ощущениям - как бумага, требуют точных и выверенных движений при раскрое и шитье. На одну вещь уходит больше полугода работы. Покупают такие изделия обычно крупные музеи РФ.
af57796f732bb4372634a.jpg


Являясь постоянным участником международных, всероссийских фестивалей и конкурсов, наша землячка привлекала внимание широкой общественности к творчеству и проблемам малых народов. Она провела и приняла участие в сотнях выставках декоративно-прикладного искусства. Черпая идеи из неиссякаемого родника народных ремёсел, Любовь Егоровна пропускает через себя каждый образ, перерабатывает, даёт второе дыхание и сохраняет главное – душу национального костюма, ведь любое изделие в обиходе человека, каждый вышитый завиток на его одежде имел глубокий магический смысл оберега, космогонических повествований о сотворении мира и первопредках, мифологических архетипах, вселенском дереве, объединяющем все сферы мироздания.

- У каждого народа Дальнего Востока свои неповторимые узоры, рассказывает мастерица. Халаты орочей имеют отрывистую линию орнамента, у нанайцев он идёт широкой полосой. Узоры ульчского костюма волнистые и непрерывные. Окантовкой удэгейской одежды является узкая полоса, как правило, расшитая шёлковыми нитями…

5cfc223b19d45ba18061c.jpg

Любовь Егоровна активно пропагандирует декоративно-прикладное искусство малых народов. В этом году она была приглашена на международную выставку-ярмарку «Сокровища Севера. Мастера и художники России» в Москве возглавить фестиваль этномоды “Полярный стиль”, где ей вручили престижную награду. С другого конкурса «Дизайн ДВ» в Хабаровске она привезла золотую медаль.

Любовь Варшавская не только модельер и народный мастер Союза художников России, но и директор Национального этнокультурного центра “СЭНКЭ” п. Ванино. Накопленный богатый опыт она передаёт ученикам. Вдохновляясь работами учителя, они ищут свои выразительные дороги в мире искусства. Посетители центра могут познакомиться с работами Ольги Имаевой и Надежды Сулла, которые выполнены по мотивам национальных сказок. В учреждении организованы мастер-классы, проводятся беседы, лекции. Оформлена новая просветительская экспозиция, посвящённая жизни и быту коренных народов. Здесь представлена информация о писателях нашего региона, много сделавших для сохранения национальных языков, о традиционных жилищах, средствах охоты, рыболовства, передвижения.

2458905ba042dbce74d3b.jpg

Если сегодня спросить, что важного вынесла Любовь Егоровна из общения с представителями исконного населения восточных земель России, она ответит: «Жизненную философию доброты, скромности, внутреннего безмолвия, бесконфликтности, выдержанности, самообладания и умиротворённости». Эти свойства характера, когда-то столь очаровавшие молодого исследователя, определились образом жизни народов, системой хозяйства, географической средой и климатическими условиями, остатками прежних патриархально-родовых отношений. И по сей день существуют традиции, подчёркивающие святость и нерушимость родового начала в самоопределении индивида, в его поведении и отношении к окружающим людям.

Любовь Варшавская входит в состав Приамурского географического общества, является почётным гражданином Ванинского района и награждена дипломом и медалью за бескорыстное служение коренным малочисленным народам Севера. Она убеждена, что их мир полон тайн, загадок, находок и будущих открытий. А исследовательские поиски похожи на захватывающие романы или сказочные истории, которые нам ещё предстоит прочитать. Она верит в предания и науку, согласно которой в историческом измерении развитие и совершенствование культуры обеспечиваются преемственностью, а в географическом плане ту же самую функцию выполняют процессы взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Так же, как отдельный человек немыслим в отрыве от себе подобных, точно так же ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов. Выживанию в суровых условиях Дальнего Востока у коренных народов учились русские переселенцы, но и сами они привнесли немало ценного, передового, изменившего культурный ландшафт открытых земель. Именно поэтому Любовь Егоровне хотелось бы в перспективе сосредоточиться и на освоении русских ремёсел.

32e75c9fc8b5c0da22f38.jpg

Наша встреча с признанным мастером состоялась накануне 9-го августа, когда отмечается международный праздник — День коренных народов мира. И мы посчитали, что это хороший повод вспомнить и проявить уважение к богатству духовных и материальных культур, ведь традиции - не только источник ностальгических воспоминаний о прошлом, но и возможность эстетического наслаждения произведениями народного искусства, созданного предшествующими поколениями. Национальная культура – один из важнейших факторов развития современности, условие адаптации людей к быстро меняющемуся миру.


Е. Осипова, газета «Восход-Ванино»


scroll-top icon