27 июля 2025
Мастерица из Булавы
Антонине Леонтьевне Дечули, супруге и помощнице знаменитого создателя первого ульчского национального ансамбля Петра Леонтьевича Дечули, в этом году исполнилось бы 100 лет.
100 лет назад в селе Аури, в семье нивхского охотника и рыбака Линга Ангина и ульчанки Енака, родилась девочка. Судьбой ей было уготовано заменить мать детям своей погибшей старшей сестры, стать верной женой и помощницей своему мужу и вместе с ним создать первый национальный ансамбль ульчского танца.
Антонина с детства была яркой и неординарной. В 14 лет ее избрали секретарем колхозной комсомольской организации.
Зимой 1941-1942 года погибла ее старшая сестра. На руках вдовца Петра Леонтьевича Дечули остались две маленькие дочки, младшей из которых было всего несколько месяцев. Через три года Антонина, по ульчскому обычаю, вышла за него замуж. В совместном браке родились еще семеро детей.
Петр Леонтьевич заведовал сельской библиотекой. Привлекал читателей оформлением книжных выставок, выпускал стенгазеты на злободневные темы. Мечтал собрать самодеятельный танцевальный коллектив, основываясь на национальных ульчских традициях. В середине 50-ых годов прошлого века такой творческий ансамбль был им создан.
-
Отец был вхож в каждый дом, беседовал со всеми людьми, по крупицам собирал этнографические и фольклорные «зерна», агитировал народ участвовать в ансамбле. Идею создания национального ансамбля поддержала интеллигенция в лице сельских учителей -
Киле Кириса Кангановича, Росугбу Ирины Николаевны, Еюка Анны Георгиевны, Дечули Павла Константиновича, Росугбу Юрия Николаевича, а также колхозников и учащихся школы. Но главным генератором идей была наша мать, мастерица по пошиву национальных костюмов, Антонина Леонтьевна Дечули, - вспоминал К. Дечули, сын Петра Леонтьевича и Антонины Леонтьевны.
В пору создания и становления ансамбля, супруги Дечули покупали ткани и другие материалы для сценических нарядов на свои скромные зарплаты. Антонина Леонтьевна сама шила костюмы для выступлений. В этой работе проявилось ее незаурядное мастерство в шитье и вышивке. Неоценимую помощь оказывали знаменитые мастерицы села: Очу Лукьяновна Росугбу, Нина Константиновна Ходжер, Чима Тимофеевна Дечули.
Активно проводились репетиции, шла подготовка к концертам. Первым родился танец «Сбор ягод». Зрители приняли его на «ура». Артисты не только танцевали, но и пели. Сочинительством и переводами занимался П.Л. Дечули. Благодаря энтузиазму супружеской четы Дечули и помощи их односельчан, родились музыкально-драматическая композиция «Любовь каюра», «Как нани счастье нашли» и солидный репертуар песен лирических и патриотических, веселых танцев. Уже в 1956 году ансамбль получил название «народного». Этот год считается годом рождения ныне прославленного народного коллектива любительского художественного творчества – песенно-танцевального ансамбля «Гива» («Рассвет»).
Славу ансамблю принесла в 1965 году танцевальная сюита «Мы нашу сказку сделали былью», показанная в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности. 22 ноября 1965 года Петру Леонтьевичу Дечули было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Отдавая должное искусному мастерству ульчских вышивальщиц и обработчиц рыбьих шкур, Петр Леонтьевич посвятил им танец - «Пондо». В движении танца, в его ритме отражен процесс работы умельцев. Сопровождает танец незатейливая, несколько кокетливая народная мелодия, как бы выражающая любование мастериц своей работой. Автор танца сумел в танце передать национальную эстетику, вечное стремление мастеров из числа коренных малочисленных народов познать красоту через глубокое понимание ульчских узоров.
Имя Петра Леонтьевича навсегда вошло в историю Хабаровского края как основателя первого национального ульчского ансамбля танца, исследователя национальных танцев коренных малочисленных народов Севера. Вспоминая Петра Леонтьевича, будет правильно называть и имя его верной спутницы и помощницы - Антонины Леонтьевны.
Авторские текстильные вещи, изготовленные А. Л. Дечули, хранятся сегодня в фондах музеев Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга. Часть работ находится в музеях Японии.
При подготовке публикации использованы данные, собранные Дмитрием Иванниковым, руководителем молодежного ансамбля национального танца «Эрку»
Фото: из открытых источников