«Козлик с петлей» для нанайской невесты
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
31 июля 2023

«Козлик с петлей» для нанайской невесты

Декоративно-прикладное искусство коренных народов Севера содержит в себе множество не до конца раскрытых исследователями загадок. К примеру, нанайские вышивальщицы с древности знали несколько десятков декоративных швов. Зачем им столько?

Ученые давно обратили внимание на исключительное разнообразие и сложность декоративных приемов при изготовлении предметов одежды у коренных малочисленных народов Севера. Уже на протяжении трех веков этнографы и искусствоведы с большим вниманием изучают многообразие орнаментальных техник, применяемых для декорирования предметов одежды, обуви и аксессуаров у северных народов. Они различаются в зависимости от того, для каких изделий и из каких материалов – из рыбьей кожи, ровдуги, животной кожи с коротким ворсом, текстиля, шелка и так далее, используются.

Различные материалы требуют от мастерицы не только соответствующего выбора ниток, но и различного подхода при шитье и вышивке. Считается, что наиболее полное описание всего разнообразия декоративных швов коренных малочисленных народов Приамурья и Сахалина собрал ученый-этнограф прошлого века С. В. Иванов.

Итогом многолетней работы ученого стала классификация основных швов амурских народов и описание технологии некоторых из них. В своей знаменитой книге «Орнамент народов Сибири как исторический источник», Сергей Васильевич пишет, что ему удалось зафиксировать около сорока разновидностей декоративных швов, используемых мастерицами коренных малочисленных народов Севера.

Виды швов в традиционной нанайской вышивке (из архива минприроды Хабаровского края)

Большое внимание российский исследователь уделил изучению творений нанайских мастериц. Он заметил, что выбор техники вышивки и шитья зависел от вида изготавливаемого изделия: на халате, рукавичке, ковре или на свадебном костюме невесты использовались разные швы. Яркая отличительная черта нанайских мастериц – держать иголку острием к себе, проталкивая ее сквозь материал указательным пальцем.

Судя по известным на сегодня историческим артефактам, самые древние швы, используемые предками нынешних коренных малочисленных народов Севера – это тамбурные швы («илуэмэ»). Кстати, и в наши дни они также остаются в арсенале вышивальщиц. Такие швы украшают любое изделие, придавая ему изящный и аккуратный вид.

Амири – праздничный наряд из рыбьей кожи из фондов ХКМ (Фотография предоставлена сотрудниками Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова).

Тамбурные швы традиционно делятся на однотамбурные, однотамбурные прерывистые, однотамбурные крученые и двутамбурные. Последний вид, в свою очередь, может выполняться в нескольких вариантах: двутамбурный открытый, двутамбурный кромочный, двутамбурный капелькой, косой тамбур и так далее.

Очень распространены в нанайской вышивке петельные швы («хэсилэмэ улпин»): плотный прямой, редкий прямой, петельный по диагонали, отделочный прямой, обметочный, двусторонний, «по настилу», отделочный по диагонали, в два и несколько рядов и так далее.

С помощью другого популярного у нанайцев шва - гладевого («хуэмэ улпин»), мастерицам удавалось достичь высокой художественной образности в своих работах. Этот шов имеет множество вариантов: гладевый обычный плотный без настила, гладевый по настилу (оба эти вида имеют разновидности в два и несколько рядов), гладевый отделочный, гладевый обметочный, гладевый с прикрепом и т.д.

Шов в прикреп («хуэлбими улпин»), достаточно прост в исполнении, но требует художественного вкуса и умения подбирать и удачно сочетать нитки различного цвета с основой изделия и с материалом узора. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд, потому что слишком яркие или, наоборот, блеклые нитки могут испортить впечатление даже и от очень удачного узора.

свадебный наряд нанайской невесты из фондов ХКМ (Фотография предоставлена сотрудниками Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова).

Строчевой шов («яохан-мат улпиури улпин»), нанайцы тоже называют простым. В традиционной национальной вышивке используется несколько его разновидностей. Наиболее популярные – строчевой отделочный, тамбурно-строчевой и строчевой прерывистый. В наше время, как правило, выполняется простой строчевой шов с помощью швейной машинки.

Шов «выворотный кант» («босоди дяпагоми улпиури улпин») – из числа энергозатратных. Используется он в технике аппликации на одежде, постельных принадлежностях, или на коврах.

Шов «растянутый зигзаг» («уйси пэйси поролами улпиури улпин») используется исключительно как отделочный шов. Выполняется он методом «иголка вперед» обычным строчевым швом. Нитка кладется по диагонали и в зависимости от ее наклона, получается более или менее растянутый зигзаг.

Считается, что петельные швы проще всего в исполнении. Хотя, на наш взгляд, описание технологии выполнения любого шва в нанайской вышивке напоминает квест. Освоить его при желании, разумеется, сможет каждый, хотя это и не просто. А вот качество исполнения, изящность, точность и ровность шага – это уже дело опыта и долгих лет тренировки.

Предлагаем для начала желающим освоить самый простой вариант. Одним из самых несложных считается однотамбурный шов («цепочка»). Нанайских девочек обучали ему с ранних лет.

Иголкой с ниткой прокалывается материал с изнанки на лицевую сторону, затем нитка отводится влево под большой палец левой руки, после чего, не отпуская пальца, иголка направляется слева направо и вводится в то же самое место, откуда она была выведена с изнаночной стороны на лицевую в самом начале. Стежок («шаг») длиной не более 1-1,5 мм, делается с изнанки материала. Иголка с ниткой выкалывается до нитки под большим пальцем и затем аккуратно вытягивается. Одновременно большой палец левой руки держит нитку, образуя петлю. По мере вытягивания нитки, она уменьшается до размера шага шва с изнаночной стороны. Тогда большой палец отпускает нитку и поправляет получившуюся петельку.

Главная сложность при исполнении однотамбурного шва – каждый шаг должен быть точно таким же, как предыдущий. Чтобы добиться нужного результата, необходимы годы тренировки, точный глазомер и огромное терпение.

Названия швам нанайцы давали интуитивно, исходя из того, что он больше всего напоминает. Однотамбурный шов, к примеру, похож на ровную цепь, поэтому его и назвали «цепочкой». Тамбурный кольцевой действительно представляет собой ряд скрепленных между собой одинаковых по размеру колец. Сами за себя говорят и названия швов «косичка елочкой», «крестик», «козлик» и его вариант – «козлик с петлей».

Проявить в полную силу тонкий художественный вкус и развиваемые с детства творческие навыки нанайские девушки могли в процессе изготовления праздничной одежды или своего свадебного наряда. Талантливые мастерицы почитались наравне с искусными охотниками и рыбаками. Нанайцы, как и другие коренные малочисленные народы Севера, веками оттачивали эстетическое восприятие окружающего мира, по достоинству оценивая плоды труда мастеров-соотечественников.

Сегодня образцы народного декоративно-прикладного творчества можно увидеть на выставках Дальневосточного художественного музея, Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре.

Нанайские мастерицы, наравне с представительницами других коренных малочисленных народов Севера, принимают участие в краевых и общероссийских выставках и конкурсах народного творчества, достойно продолжая древние традиции своих предков.


scroll-top icon