Китай глазами русских художников
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
21 ноября 2023

Китай глазами русских художников

Наследие русских художников, писателей, исследователей – интереснейший феномен, который ждет своего глубокого и детального изучения. Сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с ним, посетив выставку работ из частной коллекции Сергея и Ирины Беляевых. 

В Дальневосточном художественном музее проходит уникальная во всех смыслах выставка, которая продлится до 12 декабря 2023 года. Она называется «Китай в творчестве художников русского зарубежья». В экспозиции представлены работы мастеров, которые не приняли государственный переворот 1917 года и были вынуждены уехать в эмиграцию в китайский Харбин.

Наследие русских художников, писателей, исследователей – интереснейший феномен, который ждет своего глубокого и детального изучения. Сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с ним, посетив выставку работ из частной коллекции Сергея и Ирины Беляевых. В их собрании представлено творчество восточной ветви русской диаспоры, покинувших родину сто лет назад. Коллекционеры считают достойной и благородной задачей вернуть это наследие в Россию.

Как рассказали в Дальневосточном художественном музее, впервые удалось собрать в рамках одной специализированной выставки работы наиболее авторитетных представителей художественной диаспоры в Китае. Здесь можно увидеть более 70 оригинальных работ 28 известных художников русского зарубежья. Книжные иллюстративные издания выставки дополняют картину жизни и творчества русского населения Китая этого периода. Многие, к слову сказать, творили, соприкасаясь с Александром Вертинским, и на выставке есть репринт афиши того времени.

#RASA_EDITOR_SLIDER_ID

Русская эмигра_273#ция в Китае имеет долгую историю. Исследователи того периода констатируют, что первый пароход с российскими переселенцами вошел в гавань поселения, которое впоследствии станет Харбином, в начале июня 1898 года (здесь и далее используются материалы портала Культура.ru – Прим. авт.). На рубеже XIX–XX веков в Харбине жили более 12 тысяч человек, большинство из которых были русскими. Наши соотечественники держали в Харбине торговые лавки и магазины, гостиницы и больницы. Открылись отделение Русско-китайского банка и православный приход - первый храм в честь святителя Николая Мирликийского. При Китайско-Восточной железной дороге даже существовала Русская опера.

Постепенно город разросся до трех частей: Старого Харбина, Нового города и Пристани. Эти районы быстро застраивали сначала деревянными зданиями, а начиная с 1900-х годов — и кирпичными. В архитектуре Харбина соседствовали эклектика, модерн, неоготика и псевдомавританский стиль.

1 июля 1903 года заработала железная дорога, а в следующем году Министерство путей сообщения России запустило суда по реке Сунгари. Это укрепило экономические и торговые связи Харбина с Западом.

После революции 1917 года и Гражданской войны население Харбина еще больше увеличилось за счет русских переселенцев. В город на севере Маньчжурии эмигрировали в основном дворяне и белогвардейцы, которые спасались от репрессий большевиков. Так Харбин стал центром русской эмиграции на Востоке или, как его еще называли, — центром русского Китая. Это дало импульс для распространения русской культуры в городе.

На выставке, которая проходит в ДВХМ можно увидеть работы Василия Андирановича Засыпкина, который после революции эмигрировал в Харбин, работал как портретист и художник-оформитель. В 1929-м он перебрался в Шанхай. Засыпкин писал портреты русских и иностранных общественных деятелей, в том числе многих членов дипломатического корпуса.

На выставке можно также познакомиться с работами Ивана Александровича Герасимова. Он получил художественное образование в Строгановском училище в Москве. Мастерски владел всеми видами рисунка, акварельной и масляной живописью, работал пастелью. В конце 1920-х эмигрировал, оказался в Персии, где работал на раскопках и реставрации памятников старины - сначала с группой шведских археологов, затем, в течение нескольких лет, состоял в американской археологической экспедиции Филадельфийского университета. Раскопки осуществлялись во дворце Дария Гистаспа и на других памятниках бронзового века. Около 1936 года Герасимов приехал в Шанхай, где находился, как минимум до 1954-го.

На выставке представлены также работы Татьяны Евгеньевны Аничковой (Перфильевой). Она эмигрировала из России вскоре после революции 1917 года. Жила в Китае, США, после в Италии, где стала известным скульптором.

Работы русских художников, представленных на выставке, запечатлели жизнь и будни старого Китая - красочные конфуцианские и даосские храмы, кумирни, крестьянские фанзы, колоритные портреты местных жителей… С точки зрения художественных стилей здесь представлены все главные направления мировой живописи ХХ века: классическая реалистическая школа, неоакадемизм, символизм, импрессионизм, модернизм.

Особые слова благодарности хочется сказать в адрес коллекционеров Сергея и Ирины Беляевых, которые представили для всеобщего обозрения замечательные работы русских художников.



scroll-top icon