Как лечились древние нанайцы
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
4 августа 2023

Как лечились древние нанайцы

В наше время мир более-менее унифицирован. Но в старину жители Приамурья болели совсем не так, как киприоты или жители пустыни Сахара. Следовательно и лечились разные народы тоже по-разному. Какой была медицина предков современных нанайцев, попробуем разобраться вместе с авторами монографии «Медицина народов Дерсу» Г. и Л. Востриковыми.

Коренные жители Приамурья в старину были предрасположены к определенным видам заболеваний и недугов. Виной тому – длительное пребывание под открытым небом, либо в дымном жилище, многодневные и многокилометровые передвижения по тайге, нередкий дефицит пищи. У охотничье-рыболовных этнических групп народов, куда входят и нанайцы, в рационе, как правило, преобладала белковая пища – это тоже отразилось на состоянии их здоровья.

Фармакогност Галина Вострикова и зоолог Леонид Востриков во второй половине прошлого века предприняли большое путешествие по национальным селам Дальнего Востока с целью изучения опыта народной медицины в Приамурье. Собранные ими сведения, а также тщательно проанализированные источники их предшественников, стали основой монографии «Медицина народов Дерсу».

По мнению авторов, все болезни нанайцев можно условно разделить на несколько групп, включающих характерные для охотников и рыболовов механические травмы, простудные, кожные заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни глаз, авитаминозы и отдельно – заболевания сердечно-сосудистой системы.

Предки современных нанайцев веками искали действенные средства для профилактики и лечения подобных нарушений здоровья. В первую очередь – среди окружающей природы. Причем действовать приходилось методом проб и ошибок, по мере накопления опыта отсекая ненадежные или неэффективные способы лечения.

Конечным итогом этого многовекового эксперимента стало формирование самобытной народной медицины. У отрезанных от остального мира и достижений цивилизации «таежных» людей просто не было другого выхода, как самим искать средства излечения от различных болезней.

Возможности записать свои «врачебные» наблюдения для передачи накопленного опыта последующим поколениям у коренных народов Дальнего Востока тоже не было. Все знания передавались друг другу устно, их нужно было запоминать наизусть, что само по себе было неплохой тренировкой памяти и эффективным средством от возрастной деменции.

Об удивительных способностях своего проводника Дерсу Узала врачевать различные болезни при помощи таежных трав не раз упоминал в дневниковых записях путешественник и писатель Владимир Арсеньев.

Однажды русского исследователя сильно покусали шершни. Дерсу «нарвал какой-то травы и, растерев ее на лезвии топора, приложил на больные места, а сверху прикрыл кусочками мягкой бересты и обвязал тряпицами. Минут через десять боль стала утихать».

Несложная процедура оказалась настолько действенной, что Арсеньев попросил показать ему само растение. Обязательный Дерсу «опять сходил в лес и принес растение, которое оказалось маньчжурским ломоносом».

В книге «Дерсу Узала» также содержится описание процесса лечения – на этот раз от отравления.

«Голова так сильно кружилась, что я не мог сосредоточить свое зрение ни на одном предмете: я понял, что отравился. Когда рассвело, Дерсу сбегал в лес, принёс какой-то травы, велел мне жевать ее и глотать сок. Наконец понемногу я стал приходить в себя, головокружение и головная боль исчезли».

По словам Арсеньева, его проводник никогда не расставался со своей походной котомкой, где у него всегда находились высушенная кабанья желчь и «какие-то травы».

О лечении гольдами (прежнее название нанайцев) различных болезней при помощи трав, в 19-м веке упоминали в своих записях сразу несколько исследователей Приамурья.

Весной 1855 г. Л. И. Шренк предпринял путешествие по Амуру, останавливаясь в стойбищах местных племен. Добравшись до Амурской протоки, любознательный исследователь остановился в нанайском стойбище. Вернувшись в Петербург, Шренк составил обстоятельное описание быта и нравов народностей Приамурья, отметив, что с лекарственными целями местные жители используют платикодон и бубенчики из ботанического семейства с красивым названием «колокольчиковые», а также растущую на деревьях омелу. Конкретных рецептов и назначения их применения ученый не дает.

О лекарственных растениях упоминается в отчетах экспедиции под руководством Р. К. Маака, последовавшей вслед за экспедицией Шренка. Именно Маак впервые описал лечебное применение бархата амурского. Но от каких болезней он лечит и в каких пропорциях его нужно готовить, не упоминает.

В 1883 г. известный русский ботаник К. И. Максимович приводит в своей книге список лечебных растений, применяемых жителями Приамурья. Но и в этом случае рецепты приготовления лекарства и перечисление болезней отсутствуют.

В многочисленных работах российских ученых позапрошлого века (Ф. Б. Шмидт, Н. А. Лопатин, профессор И. И. Брехман, М. И. Венюков и др.), есть упоминания о народной медицине и об использовании таежными жителями местных трав. И опять никто не пишет о том, как именно применялись эти травы и какие болезни они излечивали. Возможно, исследователи просто не считали нужным вести такие подробные записи, а может быть народы Приамурья оберегали свои познания от чужестранцев?

Зато прошлый век дал богатую почву для размышлений. Десятки экспедиций прошлись по национальным селам. Местные знахари-травники охотно общались с исследователями, делились с ними своими знаниями, надиктовывали старинные рецепты, сообщали тонкости приготовления снадобий, время сбора трав и многое другое. Известность некоторых врачевателей была столь велика, что к ним приезжали лечиться издалека!

– Особенно ценные сведения были получены от самых престарелых знатоков-врачевателей. Богатый личный опыт позволял им высказывать суждение о лекарственном значении большинства предъявляемых нами для «опознания» растений. Да и домашняя аптечка у них отличалась богатством и разнообразием. Интересно, что среди наших собеседников оказалось несколько бывших шаманов, добровольно отказавшихся от былой «профессии», столь очевидно ненужной в условиях социалистической жизни их родного народа. Они показали себя весьма искушенными знатоками трав, безошибочно называли лекарственные виды, великолепно ориентировались в лесу, – вспоминали свою экспедицию Галина и Леонид Востриковы.

Нанайскую народную медицину Востриковы назвали самой представительной и многообразной среди всех медицин народов Дальнего Востока. Каждый нанаец чуть ли с пеленок знал пословицу: «Тайга кормит — тайга лечит».

По подсчетам исследователей в нанайской народной медицине использовалось 89 видов растений, в том числе 17 видов деревьев, 16 видов кустарников и различные травы. Примечательно, что нанайцы использовали даже два вида лишайников, на которые редко кто обращает внимание.

Почти каждое растение применяется в нескольких направлениях, поэтому число рецептов нанайской народной фармакопеи против различных заболеваний значительно превышает количество видов растений – свыше 230 рецептов.

Причиной всех заболеваний народные врачеватели называли «волю злых духов». Они были абсолютно убеждены, что любое нарушение здоровья человека может быть восстановлено с помощью определенных материальных средств, находящихся в окружающей природе.

Нанайцы располагали богатой рецептурой лечения ран и различных повреждений кожи, а также заболеваний простудного характера и нарушений процессов пищеварения. Для облегчения страданий больного и его лечения они могли приготовить более девяноста отваров, мазей, настоев и других снадобий.

Самой распространенной формой применения лекарственных растений у всех народностей Приамурья были отвары. Их готовили из более чем 60 видов растений.

Для приготовления настоев нанайцы использовали 14 видов растений – такого разнообразия не было больше ни у одного другого народа Приамурья. Из растений готовили также мази и порошки.

Интересно, что каждое третье лекарственное растение нанайцы применяли в свежем виде. Скорей всего это было связано с тем, что, находясь в тайге, вдали от стойбища, охотник начинал лечение «экспресс-методом», не дожидаясь чьей-то помощи, а затем, вернувшись домой, делился своим опытом с сородичами.

Продолжение следует…


scroll-top icon