К 105-летию Петра Дечули
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
7 июля 2023

К 105-летию Петра Дечули

В 2023 году исполняется 105 лет со дня рождения замечательного исследователя ульчского танца и основателя первого национального ульчского ансамбля танца «Гива», заслуженного деятеля искусств Петра Леонтьевича Дечули. 

Имя Петра Леонтьевича Дечули давно уже стало легендарным. О нем в артистической среде знают все, особенно те, кто интересуется этническими танцами.

Петр Дечули


В 1954 году он поставил свою первую танцевальную постановку «Сбор ягод». А через два года создал национальный ансамбль «Гива» – первый на Дальнем Востоке этнический танцевальный коллектив. Создал не в Хабаровске, а в Булаве, там, где и живут носители древней ульчской культуры. Традиции, заложенные Петром Леонтьевичем в середине 50-ых годов прошлого века, неукоснительно сохраняются и по сей день. Благодаря булавинским танцорам, небольшое национальное село прославилось на весь мир.

Петра Леонтьевича называют «философом танца» Во второй половине прошлого века его осведомленность в области истории возникновения и развития национальных танцев, их символизма и этноментальности поражала даже самых маститых культурологов и искусствоведов.

Народный танец – это совершенно особое явление в мире искусства. В нем аккумулируются и творчески преображаются наблюдения человека за природными явлениями. Простые на первый взгляд движения, такие как имитация полета чайки, плавный ход речной волны или бег животного, наполняются глубинным смыслом, где личные переживания и порывы души человека тесно переплетаются с вековыми этно-традициями.

Национальный танец многослоен. Это еще и рассказ человека о его собственной жизни, о его трудовой деятельности. В танце он раскрывался, повествуя через язык жестов о своих страхах или надеждах, признавался в любви или делился радостью победы. Коллективный танец позволял почувствовать себя частью окружающего общества, общаться с сородичами и быть понятым, ощутить единство и родство с окружающими людьми. Обрядовый танец выполнял роль «портала» в потусторонний мир. В танце шаман входил в особое состояние, необходимое для общения с духами.

Танец рождается здесь и сейчас, и он «нематериален». Но, порой, танец не умирает вместе со своим творцом, а живет веками. Он передается из поколения в поколение, сохраняя определенные каноны и в то же время постоянно развиваясь. Это в полной мере относится к этническим танцам.

В прошлом веке, в силу происходивших в обществе масштабных изменений, потомки коренных малочисленных народов Севера перестали интересоваться своей историей и культурой. То, что раньше было частью жизни их родителей, стало казаться ненужным и неинтересным. Это в полной мере коснулось ульчей.

Петр Леонтьевич не мог принять такое положение дел. Он мечтал о возрождении этноса и самоотверженно боролся за спасение культурного богатства коренных народов.

– Петр Леонтьевич – тонкий исследователь ульчского танца. С ним меня познакомила в середине 70-х годов музыковед Н.А. Соломонова. Я был поражен его обширными знаниями в области поэзии, теории танца, философии, живописи. Кажется, П.Л. Дечули в то время работал библиотекарем. Он мог часами рассказывать о великолепной Айседоре Дункан, о гениальном теоретике театра и танца Гордоне Крэге, кем так восхищался в свое время К.С. Станиславский, о жене великого Александра Блока и талантливом исследователе танца Л.Д. Менделеевой, – вспоминал позднее в своей монографии доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Хабаровского государственного педагогического университета, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы Петр Гонтмахер.

Собирая в творческую копилку «жемчужины» этнического наследия коренных жителей Хабаровского края, Петр Дечули мастерски их перерабатывал, осовременивал, переводя язык танца и жестов на более близкий и понятный современникам. Его танцевальные постановки навсегда вошли в «золотую» коллекцию творческого наследия коренных малочисленных народов Севера.

В числе созданных им лично и популярных до настоящего времени танцев есть такие, что невозможно не улыбнуться. Пример тому постановка на бытовую тему «Коромысло – не мужское дело».

Сюжет для танца, что называется, был взят из жизни. Согласно обычаю, воду в дом носили только женщины. Однако, молодые люди иногда пытались помочь своим возлюбленным и отбирали у них коромысла. Без привычки они выглядели неуклюже и даже смешно. К тому же мужчины пытались укрыться от чужих глаз, так как иначе они становились объектом для насмешек односельчан. Девушки, жалея парней, старались им помочь. В итоге, пары несли воду вместе, радуясь возможности побыть вдвоем.

Идею танца «Пондо» автор тоже подсмотрел в обычной жизни – за основу были взяты ритмичные движения, производимые во время процесса выделки кожи рыб. Аккомпанементом к нему послужила незатейливая народная мелодия, придававшая танцу слегка комичный характер. Творческий номер заставлял улыбнуться и в то же время задуматься об одаренности ульчских мастеров, признать их талант, восхититься национальной эстетикой и стремлением постигнуть тайны красоты и совершенства этого мира.

Все танцы создавались Петром Леонтьевичем с большой любовью. Он проявлял вниманием даже к самым малейшим деталям этнического наследия предков. Старался соответствовать традициям, сохранять сакральный смысл ритуального танца. Много общался, мечтал написать книгу об ульчских танцах, но не успел это сделать.

– Мой отец заведовал сельской библиотекой. Привлекал читателей оформлением книжных выставок, выпускал стенгазеты на злободневные темы и усиленно работал над созданием творческого самодеятельного ансамбля, который родился в 1956 году. Отец был вхож в каждый дом, беседовал со всеми людьми, по крупицам собирал этнографические и фольклорные «зерна», агитировал народ участвовать в ансамбле. Идею создания национального ансамбля поддержала интеллигенция в лице сельских учителей – К. К. Киле, И. Н. Росугбу, А. Г. Еюка, П. К. Дечули, Ю. Н. Росугбу, а также колхозников и учащихся школы. Но главным генератором идей была наша мать, мастерица по пошиву национальных костюмов Антонина Леонтьевна Дечули, – рассказывала дочь Петра Леонтьевича. – В ту самодеятельную пору, когда было становление ансамбля, отец с матерью покупали материал на свои скромные зарплаты и шили костюмы для выступлений. Неоценимую помощь им оказывали знаменитые мастерицы села: О. Л. Росугбу, Н. К. Ходжер, Ч. Т. Дечули.

История Петра Леонтьевича вдохновляет молодое поколение творческих людей, тех, кто интересуется этно-культурой. Дмитрий Иванников – земляк Петра Дечули, создатель и руководитель студенческого ансамбля «Эрку» в Хабаровске, по его собственному признанию, был так впечатлен биографией своего кумира, что начал всерьез изучать его наследие, провел масштабную исследовательскую работу, поднял архивы и в итоге даже опубликовал большую статью на сайте региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края».

– Какой человечище был: по крупицам собирал этнографические сведения, образцы культуры коренных малочисленных народов Приамурья. Общался со старожилами, записывал рассказы в огромные альбомы, делал подробные зарисовки костюмов и их деталей, танцев. Петр Леонтьевич считал, что природа всегда вдохновляла коренные народы Севера. Люди наблюдали за полетом бабочки, за чайками, за тем как образуется завиток волны, а затем, с точностью до мельчайших деталей, пытались перенести увиденное в танец, в орнамент костюмов. Когда ты это осознаешь, начинаешь ощущать совершенно другую энергетику, глубокий смысл, – поделился Дмитрий.

Сегодня народный коллектив любительского художественного творчества – песенно-танцевальный ансамбль «Гива» по-прежнему высоко ценится в крае. Многие годы руководит им Галина Павловна Веткан. Репертуар ансамбля обновляется, приходят новые, талантливые ребята. Вместе с тем сохраняются и традиции, заложенные еще Петром Леонтьевичем. Ребята выступают на всех праздниках и фестивалях в Баве, принимают участие в мероприятиях районного и краевого уровня. Ждут их выступлений и за пределами региона. Значит, ульчский танец будет жить.


Публикация подготовлена в рамках объявленной Министерством просвещения России Всероссийской акции «Спасибо учителю» и Года педагога и наставника.


Команда портала «Многоликий Хабаровский край» приглашает вас стать соавторами статей о любимых учителях из числа коренных малочисленных народов края. Свои воспоминания о педагогах и их фотографии вы можете прислать на адрес электронной почты gnp@mykhabkray.ru


scroll-top icon