Истоки эстетики народов Приамурья
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
14 октября 2024

Истоки эстетики народов Приамурья

       Народы Приамурья и Охотоморья всегда умели ценить красоту. Проследить, как возникали и на чем основывались эстетические стандарты, помогают исследования российских ученых: этнографов, историков, культурологов, искусствоведов. Общепризнанный авторитет среди них – доктор исторических наук, профессор П.Я. Гонтмахер.
       C легкой руки академика Окладникова среди российских этнографов утвердилось мнение, что понимание чувства прекрасного у этносов, стоящих на первоначальном этапе исторического развития человечества формировалось прежде всего на основе трудовой деятельности.
У народов Приамурья, – ульчей, нанайцев, нивхов, удэгейцев, эвенков и т.д. «чувство формы, потребность в ритме и симметрии тоже вырастали из работы мастера, из элементарного процесса изготовления орудия труда, где неизбежно и закономерно, в строгом порядке передавались одни и те же манипуляции. Результаты же работы в виде симметричных правильных очертаний готовых изделий рождали влечение к ритму и симметрии».
       Передача опыта понимания прекрасного веками оставалась важнейшей частью народной педагогики. С самого раннего детства человек учился ценить и понимать красоту через восприятие мифов, преданий, музыки, танцев, декоративного искусства, национальных игр. Жилища, одежда, посуда, игрушки – все носило печать тонкого художественного вкуса.
     - Искусство учило северян жить и работать. В этой связи вспоминаются удивительно точные слова Гегеля: «Искусство действительно стало первым учителем народов», - писал профессор Гонтмахер в своей монографии «Ульчи. Человек. Время. Культура»
       Изучая истоки эстетики приамурских этносов, Петр Яковлевич подметил немало удивительных фактов. Так, например, у ульчей за красоту деревянной посуды и предметов домашней обстановки отвечали мужчины, поэтому эти вещи отличались сдержанностью и цветовым однообразием. Мастерицы, в свою очередь, удачно дополняли мужское искусство многоцветьем национальной одежды и шитых изделий.  
       Другой любопытный факт: у нанайцев, как и у их соседей – ульчей, нивхов, было принято при выборе орнамента традиционной свадебной, обрядовой, праздничной, промысловой или детской одежды, учитывать, на каком фоне, в какой среде будут находиться те, кому она предназначена.
       Система эстетического воспитания была построена весьма мудро. Ритуальные обряды и праздники становились своего рода уроками, эмоционально заряженными, яркими, помогающими детям впитать культуру рода, приобщиться к духовной культуре своего народа, воспитывало чувство красоты.
       К слову сказать, понятие человеческой красоты у этносов Приамурья с древности в первую очередь связывалось со здоровьем. И вовсе неслучайно в сказках народов Приамурья так явно прослеживаются спортивные сюжеты, а красоте всегда сопутствует, здоровье, сила и мужество.         
       В нивхском языке слово «пандурьдь» («быть красивым»), возникло путем слияния двух слов: «паньдь» («родиться», «расти») и «урдь» («быть здоровым»). В нанайском языке слова «аяди», «балдиру» переводятся как «живи здоровым» и одновременно как «благополучия тебе». Слова, одновременно означающие силу, ловкость, мужество, гармонию и красоту есть и в эвенкийском словаре, и орочском, и в других языках коренных малочисленных народов Севера.
       Физические упражнения, разнообразные игры, хореография и спорт, наряду с трудовой деятельностью, формировали эстетическое чувство, художественное начало. В систему подготовки охотников и рыбаков входили в том числе тренировка и оттачивание красивых, гармоничных и точных движений. Само же понятие красоты было неразрывно связано с точностью и гармонией.
Система этнической физической культуры в Приамурье создавалась на протяжении многих столетий. Национальные игры, как часть этой культуры, считалась обязательным элементом формирования красивого человека.
       Время все расставило по своим местам и подтвердило ценность жизненных установок и эстетических воззрений дальневосточных этносов. Народные песни, танцы, национальные игры, произведения декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера сегодня вызывают восхищение современников своей самобытностью и являются неотъемлемой частью общемировой культуры.
 
Фото: Е. Мироненко

scroll-top icon