Григорий Зорин: мастер исторической картины
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
28 февраля 2025

Григорий Зорин: мастер исторической картины

     Григорий Степанович Зорин — легенда дальневосточной живописи. Ветеран войны, заслуженный художник РСФСР, мастер исторической картины. Человек, который мог без прикрас показать суровую жизнь переселенцев и мастерски передать на полотне многогранную красоту Дальнего Востока.

     Родился Григорий Зорин 28 февраля 1919 года в деревне Власово Уральской области. В 1939 году поступил в Иркутское художественное училище, прямо оттуда в 1941 году ушел на фронт. Он был музыкантом в артполку, затем попал в разведотдел полка, дивизии, армии и, наконец, приморской группы войск в Уссурийск.

     В 1945 г., когда началась война с Японией, Зорина направили в Порт-Артур, и до 1946 г. он продолжал служить в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии на территории Манчжурии. За заслуги и в память о военном времени получил орден "Отечественной войны II степени", медали "За победу над Японией" и "За боевые заслуги".

     В 1946 г. вернулся старшим сержантом в Хабаровск и поступил на работу в хабаровское краевое товарищество "Всекохудожник" (Всероссийское кооперативное объединение "Художник") в должности художника-исполнителя.

     С 1959 по 1965 гг. Григория Степановича избирали председателем Союза художников Хабаровского края. После 1965 г. он являлся членом правления Союза художников Хабаровского края, а также правления Союза художников РСФСР и СССР. При его руководстве Хабаровская организация значительно повысила свой профессиональный уровень, был построен Дом художников, укреплена материальная база. 

     В историю дальневосточной живописи Григорий Зорин вошёл прежде всего как мастер исторической картины. Страницы истории страны, запечатленные на холстах Зорина, – это не официальная, хрестоматийная история, а подлинная, истинная жизнь народа. Героями картин художника были землепроходцы, переселенцы и каторжане – те, кто был вынужден поселиться на Дальний Восток волей судьбы. Монументальные холсты художника показывают историю без прикрас и цензуры.

     Содержание некоторых из его произведений соотносится с направлением в искусстве, именуемым «суровый стиль». Герои картин Зорина сильны духом, выносливы, судьба бросает их в исключительные обстоятельства. Картина «Сибирской дальней стороной» (1959-60 гг.) - яркое воплощение этого направления. В цельных образах двух главных героев – каторжан на фоне бескрайних просторов Сибири воплощены все мысли художника о силе духа, о смысле понятий «свобода» и «воля». Стоит отметить, что художника много упрекали за тягу к истории каторжан в России. 
IMG_1227.jpegСибирской дальней стороной

Другой – лирической, стороной творчества Григория Зорина были пейзажи. В них с полной силой воплотился колористический талант художника. 

В пейзажах «Голубой Амур» (1976), «Сулук» (1986), «Вечер» (1986), «Тишина» (1987) завораживает мастерская работа с нюансами холодного синего и чистого белого цвета, которые при этом создают сочные, наполненные светом виды природы Дальнего Востока. В пейзажах Г. С. Зорина нет примет времени и каждодневной суеты, но есть удивительная тишина, спокойствие и умиротворение. Они выполнены в лучших традициях русской пейзажной живописи.
IMG_1228.jpegСулук

Картины Григория Зорина можно увидеть в собраниях Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск), Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Картинной галерее им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Музее современного искусства ЕАО (г. Биробиджан).


scroll-top icon