Григорий Бельды и его время
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
31 октября 2023

Григорий Бельды и его время

Григорий Бельды, в прошлом профессиональный охотник, а сейчас уже много лет педагог Межпоселенческого центра нанайской культуры с. Джари, в октябре провел в Хабаровске мастер-класс для всех желающих научиться по-нанайски декорировать изделия из бересты. Возможность пообщаться с уникальным мастером не пропустили корреспонденты портала «Многоликий Хабаровский край». 
Для чего нанайцам в современном мире нужны традиционные виды национального декоративно-прикладного творчества, Григорий Михайлович знает точно. Именно традиционное искусство дает возможность современникам сохранять память о своем роде, о том, какими были их предки. 

Немало искусных мастеров жило в стойбищах, разбросанных по берегам Амура. Практически каждый умел своими руками украсить дом и предметы быта. Изготовить какую-нибудь утилитарную вещь без изысков было не так интересно. Каждому хотелось украсить все, что его окружало в повседневной жизни, начиная от посуды и интерьера жилища и заканчивая нанайскими халатами. Украшали и обувь, хотя она и была недолговечной и ее приходилось 
часто менять. Так что рукоделие всегда было и остается в почете у нанайцев.

 – Помню свою бабушку – она жила в селе Дада. У нас в доме сохранилась фотография, где бабушка в национальном нанайском халате выполняет обычную работу на огороде. Свои наряды бабушка шила и украшала сама, своими руками, сама и циновки плела. Это была ее повседневная жизнь, – 
вспоминает Григорий Михайлович. – В 30-ых годах прошлого века родился мой отец. Но в то время нанайцы, за исключением стариков, уже перестали носить национальную одежду. Тем более не принято было это в селе Джари, где мы с родителями жили.

dee76be8-3b0c-4a1a-9836-fe4ffeb7aadc.jpg

Узоры нанайские мастера и мастерицы в старину придумывали сами. Каждый старался выполнить работу как можно более аккуратно. Хотелось облагородить свой быт, чтобы и самому радоваться рукотворной красоте, и гостей удивлять. Источником вдохновения мог служить подсмотренный у соседа узор, тщательно перерисованный (иной раз, тайком от его владельца). Нередко чужие 
узоры модернизировались, дорабатывались, дополнялись новыми деталями. 

Часто использовались символические изображения двух самых сильных животных уссурийской тайги: амурского тигра и бурового медведя. Традиционное искусство привлекало и мужчин, и женщин. Мужчины специализировались на работах по дереву и бересте, женщины – на вышивке и шитье. Кстати, вопреки бытующему мнению, что прекрасная половина человечества более склонна проявлять заботу о своих нарядах, в прежние времена и мужчины не отставали от них в украшении предметов своей одежды. Правда, их костюмы должны были выполнять, помимо цели украсить хозяина, еще и другие, более функциональные задачи.

Традиционное занятие нанайцев – охота. Мужской костюм нанайца-охотника должен был сливаться с окружающей обстановкой. Эффекта камуфляжа добивались с помощью узоров. Для достижения желаемого эффекта использовали нитки «природных», не ярких цветов. Роль головного камуфляжа выполняла шапочка, украшенная хвостом белки. В детях с самого раннего возраста начинали воспитывать чувство прекрасного, приучать к эстетике нанайской национальной культуры. Каждая мама пыталась нарядить своего ребенка как можно красивее, чтобы не ударить в грязь лицом перед соседями, родственниками и подругами. 

Не смотря на повседневные хлопоты и постоянную занятость, время на изучение и выполнение узоров все же находилось. Например, зимой, во время пурги, когда нельзя было ничем другим больше заниматься, мужчины принимались вырезать из дерева, женщины – вышивали. В условиях отсутствия телевидения и радио, рукоделие выполняло роль доступного досуга и для молодых, и для возрастных жителей Приамурья.

Нынешний мастер-класс Григория Михайловича был посвящен древнему виду народного декоративно-прикладного искусства – тиснению по бересте. Береста – верхний слой березовой коры, очищенный и подготовленный для работы с ней. Березе, к слову, приписывают поистине волшебные целебные свойства. Недаром воздух в березовой роще чистый, прозрачный, особенный. 
photo_5319200882111401328_y.jpg


Многие также любят попариться в бане с березовым веником и тоже отмечают лечебные свойства березы. Часто упоминается береста и во многочисленных справочниках по фитотерапии. Например, пишут о пользе ношения берестяных стелек, как о средстве повышения иммунной защиты организма. Подтвердить или опровергнуть эти утверждения не беремся, но, во всяком 
случае, работа с берестой под руководством опытного мастера, доставляет удовольствие, а итог украсит интерьер любого дома и долго будет радовать глаз.

Своих учеников Григорий Михайлович обучает так. Трафарет кладется на приготовленный лист бересты и аккуратно обводится ручкой или карандашом. Закончив переносить рисунок, трафарет удаляется и еще раз прорисовывается абрис, на сей раз, усиливая нажим ручки на бересту. Можно и в третий раз обвести рисунок, чтобы добиться ровной и красивой линии. В результате обводимый по трафарету рисунок должен стать выпуклым, заметным, а фон, напротив, как бы уйти вглубь, как на «чеканке».
photo_5319200882111401331_y.jpg


Затем наступает время взять в руки тиснитель. Тиснителей у мастера несколько десятков. Изготавливаются они из обыкновенных гвоздей, обтачиваемых на бруске и закрепленных в деревянной ручке. Тиснители бывают разной формы – с закругленным концом, острым, заточенные под разными углами. Деревянная ручка – удобной формы, на ее головке обозначены символы, поясняющие назначение того или иного тиснителя: буквы, кружочки, треугольники…  Есть шлифованные тиснители, специальные – для воспроизведения рисунка чешуи рыбы и дракона, а есть такие, что предназначены только для нанесения точек. Острые – они работают как дырокол. Есть помеченные изображением ветки елки. Есть совсем тупые. Выбираем исходя из поставленной перед нами задачи.
photo_5319200882111401332_y.jpg

Дальше начинается самая ответственная часть работы. Сильными короткими ударами мастер виртуозно выбивает быструю «чечетку» на бересте, превращая обыкновенный лист в произведение искусства. Работу опытного мастера и новичка никогда не спутаешь! Тиснитель в его руке лежит уверенно, прочно, удобно. Множество раз, год за годом повторяя эту процедуру, мастер со временем «набивает руку» – движения становятся уверенными, четкими. 
Узоров у Григория Михайловича много – он их собирает уже давно. Коллекция трафаретов едва помещается в четырех папках. Многие узоры были привезены им из поездок. Есть среди трафаретов и тамга рода Бельды – тигр. Но самый любимый – голова медведя. Сильного и вольного зверя мастер считает настоящим хозяином тайги. Сколько раз воспроизводил Григорий Михайлович портрет «бурого», подсчитать невозможно. Еще труднее подсчитать работы его 
учеников. 
f0596cda-274a-4100-b2a7-b447539ddd8b.jpg

Кстати, среди них уже и внуки Григория Михайловича. Тринадцатилетний Вячеслав Бельды уже вполне уверенно держит в руках тиснитель и даже уже был отмечен на выставках за свои работы. Продолжит ли и он в будущем хранить традиционное искусство своих предков, покажет время.


Фото: Елена Мироненко

scroll-top icon