31 октября 2023
Григорий Бельды и его время
Григорий Бельды, в прошлом профессиональный охотник, а сейчас уже много лет педагог Межпоселенческого центра нанайской культуры с. Джари, в октябре провел в Хабаровске мастер-класс для всех желающих научиться по-нанайски декорировать изделия из бересты. Возможность пообщаться с уникальным мастером не пропустили корреспонденты портала «Многоликий Хабаровский край».
Для чего нанайцам в современном мире нужны традиционные виды национального декоративно-прикладного творчества, Григорий Михайлович знает точно. Именно традиционное искусство дает возможность современникам сохранять память о своем роде, о том, какими были их предки.
Немало искусных мастеров жило в стойбищах, разбросанных по берегам Амура. Практически каждый умел своими руками украсить дом и предметы быта. Изготовить какую-нибудь утилитарную вещь без изысков было не так интересно. Каждому хотелось украсить все, что его окружало в повседневной жизни, начиная от посуды и интерьера жилища и заканчивая нанайскими халатами. Украшали и обувь, хотя она и была недолговечной и ее приходилось
часто менять. Так что рукоделие всегда было и остается в почете у нанайцев.
– Помню свою бабушку – она жила в селе Дада. У нас в доме сохранилась фотография, где бабушка в национальном нанайском халате выполняет обычную работу на огороде. Свои наряды бабушка шила и украшала сама, своими руками, сама и циновки плела. Это была ее повседневная жизнь, –
вспоминает Григорий Михайлович. – В 30-ых годах прошлого века родился мой отец. Но в то время нанайцы, за исключением стариков, уже перестали носить национальную одежду. Тем более не принято было это в селе Джари, где мы с родителями жили.
Узоры нанайские мастера и мастерицы в старину придумывали сами. Каждый старался выполнить работу как можно более аккуратно. Хотелось облагородить свой быт, чтобы и самому радоваться рукотворной красоте, и гостей удивлять. Источником вдохновения мог служить подсмотренный у соседа узор, тщательно перерисованный (иной раз, тайком от его владельца). Нередко чужие
узоры модернизировались, дорабатывались, дополнялись новыми деталями.
Часто использовались символические изображения двух самых сильных животных уссурийской тайги: амурского тигра и бурового медведя. Традиционное искусство привлекало и мужчин, и женщин. Мужчины специализировались на работах по дереву и бересте, женщины – на вышивке и шитье. Кстати, вопреки бытующему мнению, что прекрасная половина человечества более склонна проявлять заботу о своих нарядах, в прежние времена и мужчины не отставали от них в украшении предметов своей одежды. Правда, их костюмы должны были выполнять, помимо цели украсить хозяина, еще и другие, более функциональные задачи.
Традиционное занятие нанайцев – охота. Мужской костюм нанайца-охотника должен был сливаться с окружающей обстановкой. Эффекта камуфляжа добивались с помощью узоров. Для достижения желаемого эффекта использовали нитки «природных», не ярких цветов. Роль головного камуфляжа выполняла шапочка, украшенная хвостом белки. В детях с самого раннего возраста начинали воспитывать чувство прекрасного, приучать к эстетике нанайской национальной культуры. Каждая мама пыталась нарядить своего ребенка как можно красивее, чтобы не ударить в грязь лицом перед соседями, родственниками и подругами.
Не смотря на повседневные хлопоты и постоянную занятость, время на изучение и выполнение узоров все же находилось. Например, зимой, во время пурги, когда нельзя было ничем другим больше заниматься, мужчины принимались вырезать из дерева, женщины – вышивали. В условиях отсутствия телевидения и радио, рукоделие выполняло роль доступного досуга и для молодых, и для возрастных жителей Приамурья.
Нынешний мастер-класс Григория Михайловича был посвящен древнему виду народного декоративно-прикладного искусства – тиснению по бересте. Береста – верхний слой березовой коры, очищенный и подготовленный для работы с ней. Березе, к слову, приписывают поистине волшебные целебные свойства. Недаром воздух в березовой роще чистый, прозрачный, особенный.
Многие также любят попариться в бане с березовым веником и тоже отмечают лечебные свойства березы. Часто упоминается береста и во многочисленных справочниках по фитотерапии. Например, пишут о пользе ношения берестяных стелек, как о средстве повышения иммунной защиты организма. Подтвердить или опровергнуть эти утверждения не беремся, но, во всяком
случае, работа с берестой под руководством опытного мастера, доставляет удовольствие, а итог украсит интерьер любого дома и долго будет радовать глаз.
Своих учеников Григорий Михайлович обучает так. Трафарет кладется на приготовленный лист бересты и аккуратно обводится ручкой или карандашом. Закончив переносить рисунок, трафарет удаляется и еще раз прорисовывается абрис, на сей раз, усиливая нажим ручки на бересту. Можно и в третий раз обвести рисунок, чтобы добиться ровной и красивой линии. В результате обводимый по трафарету рисунок должен стать выпуклым, заметным, а фон, напротив, как бы уйти вглубь, как на «чеканке».
Затем наступает время взять в руки тиснитель. Тиснителей у мастера несколько десятков. Изготавливаются они из обыкновенных гвоздей, обтачиваемых на бруске и закрепленных в деревянной ручке. Тиснители бывают разной формы – с закругленным концом, острым, заточенные под разными углами. Деревянная ручка – удобной формы, на ее головке обозначены символы, поясняющие назначение того или иного тиснителя: буквы, кружочки, треугольники… Есть шлифованные тиснители, специальные – для воспроизведения рисунка чешуи рыбы и дракона, а есть такие, что предназначены только для нанесения точек. Острые – они работают как дырокол. Есть помеченные изображением ветки елки. Есть совсем тупые. Выбираем исходя из поставленной перед нами задачи.
Дальше начинается самая ответственная часть работы. Сильными короткими ударами мастер виртуозно выбивает быструю «чечетку» на бересте, превращая обыкновенный лист в произведение искусства. Работу опытного мастера и новичка никогда не спутаешь! Тиснитель в его руке лежит уверенно, прочно, удобно. Множество раз, год за годом повторяя эту процедуру, мастер со временем «набивает руку» – движения становятся уверенными, четкими.
Узоров у Григория Михайловича много – он их собирает уже давно. Коллекция трафаретов едва помещается в четырех папках. Многие узоры были привезены им из поездок. Есть среди трафаретов и тамга рода Бельды – тигр. Но самый любимый – голова медведя. Сильного и вольного зверя мастер считает настоящим хозяином тайги. Сколько раз воспроизводил Григорий Михайлович портрет «бурого», подсчитать невозможно. Еще труднее подсчитать работы его
учеников.
Кстати, среди них уже и внуки Григория Михайловича. Тринадцатилетний Вячеслав Бельды уже вполне уверенно держит в руках тиснитель и даже уже был отмечен на выставках за свои работы. Продолжит ли и он в будущем хранить традиционное искусство своих предков, покажет время.
Фото: Елена Мироненко