Эвенки: танцуют все!
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
30 ноября 2023

Эвенки: танцуют все!

Образ жизни отразился и на музыкально-танцевальной культуре «тунгусов».  

Суровая природа Севера и непростые бытовые условия, в которых приходилось жить потомственным кочевникам-оленеводам, промышлявшим охотой на копытных и пушных животных и сезонной рыбалкой, не могли не повлиять на характер эвенков – одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Образ жизни отразился и на музыкально-танцевальной культуре «тунгусов».

«Тунгусами» эвенков называли в древности. А еще, за их богато украшенные национальные костюмы, прозвали «аристократами» или «французами тайги».

Между собой «тунгусы» делились на северную, южную и восточную группы, мало коммуницирующие между собой. Но было и нечто общее, объединявшее их всех, независимо от проживания, диалекта и принадлежности к той или иной группе.

Для кочевников, вынужденных месяцами вести уединенный образ жизни, особое значение имели праздники, объединявшие сородичей после окончания зимнего промысла. Праздники ждали, им радовались, к ним готовились заранее. К намеченной дате, на встречу весны, съезжались вместе несколько хозяйств. Для общительных эвенков возможность побыть всем вместе - это действительно был настоящий праздник. Воспоминания о нем потом грели души еще долгие месяцы.

Обязательным элементом праздника был традиционный танец – эвенкийский хоровод. В разных местах он мог называться по-разному. У аяномайских эвенков праздничный танец назывался «Хаде» (другая форма его произношения – «хэдьэ»). Можно даже сказать, что хоровод и был главной частью праздника у эвенков.

Участники (их количество не ограничивалось, в хоровод становились все присутствующие, от мала до велика), двигались по ходу солнца. Делая шаг левой ногой, нужно было слегка присесть на нее, приподнимая пятку правой ноги. После этого правую ногу нужно приставить к левой, ударяя носком в землю и немного разворачивая носок вправо, одновременно выпрямляя левое колено. Движение повторялось бессчетное количество раз.

В разных местах у танца могли быть различные вариации (повороты, движения плечей, приседания, наклоны, но неизменным оставалось характерное четкое отстукивание ритма пятками.

По мнению специалистов, в далеком прошлом этот танец носил исключительно ритуальный характер. С одной стороны, он предполагал полное единение человека с окружающей природой через подражание равномерному движению зверей и птиц.

С другой стороны, эвенкийский танец оставался наследием древних традиций предков, отражая их анимистические воззрения о возможности воздействия человека на природу с помощью коллективного магического обряда.

Этнограф Г.М. Василевич описывал «обряд обновления жизни». Он представлял собой восьмидневный непрерывный хоровод, где имитировалась погоня всех участников хоровода, вместе с шаманом и духами, за оленем. Импровизированная охота заканчивалась «убиением» зверя и «приобщением» - поеданием мяса убитого зверя.

Кроме того, древний хоровод имел и другие смыслы: последовательное перечисление событий годового цикла жизни охотника, а также движение вниз и вверх по шаманской реке.

Предки эвенков, проживающих сейчас на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края, в отличии от эвенков, проживающих в других местах, не сопровождали хоровод пением.

Чтобы организовать ритмичное движение в хороводе, танцорам достаточно было только ритмично вскрикивать, изображая голосом зверя. Задавал ритм выбранный до начала хоровода «запевала», обладающий звучным, сильным голосом и умеющий быстро импровизировать. Обязанность эта была почетной и желающих ее выполнять на празднике всегда было много.

К слову сказать, эвенкийские танцы в древности могли быть не только праздничные и веселые, но и грустные. Последние могли исполняться в минуты печали – по случаю неудачного помысла, потери имущества или смерти сородича. Темп таких танцев был медленный, эмоции сдержанные.

Веселые и подвижные танцы, помимо праздника Бакалдын («встреча сородичей после зимы»), исполнялись также на эвенкийских свадьбах или на праздновании по поводу рождения ребенка. Со временем традиция «печальных» танцев ушла в небытие. А вот обычаю «веселых» коллективных танцев во время праздников повезло больше.

В последние годы наметилась тенденция возрождения национальных традиций коренных малочисленных народов Севера. Праздник Бакалдын в наше время отмечают во многих местах проживания эвенков, в том числе, на территории муниципальных районов Хабаровского края: района имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском и Верхнебуреинском районах. Как и сотни лет назад, собравшиеся на праздник эвенки и гости праздника, взявшись за руки, идут друг за другом в нескончаемом хороводе «Хаде».        

          

Фото: скриншот видео праздника Бакалдын в с. имени Полины Осипенко


scroll-top icon