Елена Былина: школа в сердце навсегда
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
10 июля 2023

Елена Былина: школа в сердце навсегда

О своей первой учительнице из небольшого села Владимировка муниципального района имени Полины Осипенко Елене Викторовне Былиной рассказывает ее бывшая ученица. 

Мы не замечаем стремительного потока жизни, того, как меняется общество. А ведь всего сто лет назад жители Приамгунья из числа коренных малочисленных народов Севера практически поголовно были неграмотными. Как следует из архивных данных, писать и читать умел только один человек из десяти!

В 30-ые годы прошлого столетия в отдаленных районах Хабаровского края повсеместно стали открываться школы для детей и подростков. Для взрослого населения создавались курсы ликвидации безграмотности («ликбезы»). Занятия не прерывались даже в тяжелое военное время.

Уже в первый послевоенный год открылась малокомплектная школа и в селе Владимировка района имени Полины Осипенко. Среди учеников были в основном дети негидальцев и эвенков. В старом маленьком помещении было тесно и неуютно. Все село откликнулось и пришло на помощь, когда Александр Павлович Казаров, первый директор школы, объявил о том, что он планирует начать строительство нового школьного здания. Также дружно радовались и новоселью в светлых классах только что отстроенной школы.

Благодаря своей школе, жители национального села могли не разлучаться с детьми и не отправлять их на начальной ступени образования в пришкольные интернаты. Не было необходимости отрывать 7-9-летних ребят от родителей, от родного дома и от знакомой обстановки.

К учителям во Владимировке всегда относились с почтением. Их уважали, к их авторитетному мнению прислушивались, их помнили. Сегодня на сайте школы можно найти имена всех учителей, когда-либо здесь преподававших. 15-ая по счету – Елена Викторовна Былина.  

– Я училась у Елены Викторовны с первого по четвертый класс. Я не помню, чтобы она когда-нибудь проявляла строгость к классу или ко мне. Я не помню, чтобы она ставила «двойки». Мне учеба всегда давалась легко, каких-то особых затруднений не было. Если я что-то не понимала, я всегда могла подойти к учительнице, задать вопрос и она терпеливо объясняла еще раз неусвоенный материал либо всему классу, либо индивидуально мне одной, — рассказывает Виолетта Балабанова.

Малокомплектная школа отличается от городских не только своими размерами и количеством учеников. В маленьких школах гораздо меньше дистанция между учениками и учителями, между родителями и учителями. Здесь все друг друга знают и поэтому легче наладить отношения, обеспечить тесную коммуникацию с родителями учеников. Детям в таких школах гораздо комфортней. В ответ на материнскую, теплую любовь учителя, они раскрываются, тянутся к нему, стараются радовать своего педагога успехами.

В маленькой школе трепетно берегут и передают традиции, сохраняется определенный уклад, на этом строится вся воспитательная работа. Особенно это важно, когда речь идет о национальных селах и местах проживания коренных малочисленных народов      Севера.

– В первом классе у нас было всего четыре ученика. В памяти осталось, как мы с Еленой Викторовной устраивали походы на сопку, ходили на речку, проводили субботники, мыли парты, поливали цветы, подметали двор, — вспоминает Виолетта. — Как и все дети, мы, конечно, иногда шкодничали. Помню, как однажды мы обрезали алое в классе! Елена Викторовна никогда ни на кого не повышала голос, не ругалась и не выходила из себя. К ней в любое время можно было подойти, задать любой вопрос. И она всегда находила для каждого время. Даже если рабочий день уже закончился, мы могли позвонить ей на домашний телефон.

В возможности индивидуального подхода к каждому ученику содержится большой плюс малокомплектной школы. У учителя в школе с тысячей учеников не хватит ни времени, ни сил уделять максимум внимания каждому ребенку, вникать в жизнь его семьи.

– Елена Викторовна, можно сказать круглый год живет в школе. Зимой она вела у нас уроки, летом занималась с нами на школьной площадке. Она всегда была внимательна и по-доброму, как мама, к нам относилась, — продолжает Виолетта. — Я была подвижным ребенком и всегда с удовольствием ходила к ней на уроки физкультуры. Запомнилось, как мы играли в лапту, в баскетбол и другие спортивные игры. Сейчас, уже будучи взрослой, я могу оценить, что она очень грамотно их проводила. Начинались уроки с разминки, постепенно задания усложнялись, применялся индивидуальный подход, учитывались возможности каждого. Благодаря подвижным играм в детстве, я и полюбила спорт.             

Елена Викторовна работает во Владимировке учителем начальных классов уже 42 года. Она и сегодня не утратила своей энергии и также внимательно относится к ученикам. В этом году, помимо уроков, она начала вести еще и занятия в рамках программы дополнительного образования.

Хочется поблагодарить Елену Викторовну за ее труд и подвижничество. Благодаря   добросовестному труду таких как она педагогов, дети даже в самых отдаленных национальных селах имеют возможность учиться и развиваться, получать новые знания и навыки без отрыва от семьи и привычной им жизни. На ответственности, педагогическом таланте и человеческой мудрости таких педагогов и держатся сегодня малокомплектные школы.

Публикация подготовлена в рамках объявленной Министерством просвещения России Всероссийской акции «Спасибо учителю» и Года педагога и наставника.

Команда портала «Многоликий Хабаровский край» приглашает вас стать соавторами статей о любимых учителях из числа коренных малочисленных народов края. Свои воспоминания о педагогах и их фотографии вы можете прислать на адрес электронной почты gnp@mykhabkray.ru


scroll-top icon