«Два солнца»: очень личная история
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
21 апреля 2023

«Два солнца»: очень личная история

Хабаровский краевой театр кукол в этом году представил зрителям необычный спектакль по мотивам сказаний и мифов коренных малочисленных народов Хабаровского края. Пьесу «Два солнца» написала руководитель литературно-драматургической части Хабаровского краевого театра кукол Оксана Розум.

— Оксана Николаевна, как родилась идея создания пьесы на основе сказок коренных малочисленных народов Приамурья?  

— Это было стечение обстоятельств: какие-то, казалось бы, случайные встречи, разговоры, история моей собственной семьи. Можно сказать, что идея пришла из Вселенной.

Я давно хотела написать такую сказку, не обязательно для сцены. Идея долгое время имела абстрактную форму. Конкретный замысел родился не сразу и, конечно, я не думала о том, что эта пьеса будет поставлена именно в Хабаровске, в театре кукол. Мне просто хотелось написать историю из жизни коренных народов.

Не последнюю роль сыграло знакомство с известным хабаровским журналистом Юрием Адольфовичем Вязанкиным. Он давно интересуется культурой коренных малочисленных народов, увлечен этой темой, много знает и с удовольствием рассказывает. Именно с ним я начала обсуждать идею создания такой пьесы.

Так совпало, что и мне эта тема близка. Отчасти это связано с моим происхождением: моя бабушка по маминой линии – из гуранов. Ее отец, русский казак, в свое время женился на эвенке.

— Наверное это была очень интересная история. Нет ли у вас желания на ее основе что-то написать?

— Знаете, мой отец – украинец. Я с детства знала историю нашего рода по отцовской линии, знакомилась с украинской культурой, с их традициями, знала язык. А вот историю моего рода по маминой линии, я узнавала, уже будучи взрослой.

Незадолго до своей смерти моя мама очень увлеклась историей наших предков, много ездила, проводила изыскания в архивах, вела переписку, искала записи в церковных книгах. У меня осталось несколько рукописных тетрадей, где она описывала историю нашей семьи. Я себе пообещала, что обязательно переведу эти записи в цифровой формат, сохраню их и передам детям и внукам. Они должны знать, какими людьми были наши предки.

Бабушка по маминой линии родилась последней в большой семье, где было 14 детей. В годы репрессий семью раскулачили, прадеда расстреляли, а его жену и детей отправили на выселки. Женщину с детьми привезли зимой в тайгу и там оставили одних.   В итоге выжили только четверо ребятишек, младшей из них была моя бабушка.

Можно бесконечно восхищаться силой духа этих людей, их мужеством. Они с достоинством пережили самые сложные времена, не сломались, остались людьми. Думаю, нам всем есть чему у них поучиться.

Но я не историк, я драматург. Драматургия – мой способ видеть, слышать и чувствовать мир. Я не пишу историю конкретного рода, я пишу историю рода человеческого.

— Когда вы задумывали пьесу по мотивам мифов и сказаний народов Приамурья, не опасались ли, что зрители вас не поймут, что эта тема покажется им неинтересной? Нужно ли сейчас вспоминать прошлое, тем более такое далекое прошлое?   

— Я не пишу истории для абстрактных зрителей. Я пишу для моих племянников, для дочки.

Судя по единственной сохранившейся фотографии прабабушки, моя дочь очень на нее похожа. Кровь народов Приамурья все-таки дает о себе знать, даже и через четыре поколения.

Мне кажется важным дать моей дочери шанс узнать, какими людьми были наши родные, что считали важным, как видели мир. Думаю, трудно переоценить значение таких знаний для каждого человека.

Для меня самой это очень важно. Чем глубже я погружалась в изучение культуры моих предков, тем большее уважение и чувство гордости я испытывала, поражалась их мудрости. Этим сказаниям сотни лет, но просто поразительно, как актуальны они сегодня! Уверена, чтобы не заблудиться в жизни, важно познавать историю своих предков.

Я думаю, что жители Хабаровского края, соприкоснувшись хоть немного с историей своей малой родины и народов, испокон веков живших на этих землях, проникнутся ею. Изучение истоков их культуры, их представлений о жизни, их обычаев, затягивает и увлекает. Я и сама не ожидала, как сильно я этим увлекусь.

Бабушка рассказывала мне, а ей рассказала её мама, как в древности у них выбирали самую красивую девушку. Брали закопченную сковородку и прикладывали ее к лицу красавиц. У самой красивой девушки сажа должна была оставить пять отпечатков на лице: на лбу, на носу, подбородке и на скулах, и чем больше пятна, тем девушка считалась привлекательней. Моя бабушка числилась красавицей.

— Насколько легко было работать с режиссером Валерием Баджи? Он москвич и, скорей всего, представление о коренных малочисленных народах Севера у него было весьма поверхностное?

— Но мы и не ставили своей целью создание этнографической постановки. Важен был именно взгляд человека со стороны, так сказать первое впечатление. Излишняя детализация увела бы процесс в другую сторону. Валерий как раз и принес эту свежую волну, первое впечатление от знакомства с миром народов Приамурья.            

Перед началом работы я прислала ему для ознакомления несколько сказок коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Очень обрадовалась, что его выбор пал в том числе и на мою любимую сказку «Два солнца». Она легла в основу сюжета, дополненного из сказок разных народов Приамурья.

Добавлю, что в процессе подготовки к работе, Валерий очень увлекся изучением культуры коренных народов: посещал выставки, много читал, работал в архивах.    

В конечном счете, удалось ли вам воплотить задуманное?

— Самым важным для меня было в один ряд поставить человека, животных и другие объекты природы. Помните лозунг советских времен: «Человек – царь природы»? Никогда не понимала эту позицию и не разделяла ее!

Человек – это часть природы, и он не может вдруг её возглавить или отменить ее законы.

Обратите внимание, в русских сказках животные всегда всего лишь помощники человека, а главные – это именно люди.

В сказках коренных малочисленных народов Севера этого нет. Человек может обращаться за помощью к солнцу, ветру, реке, рыбе или к птице. Все это единый мир, живущий по законам гармонии и равенства. Там нет главенства человека над природой. Никто не главный в этом мире. Человек не может быть главнее солнца, реки или птицы. Он только часть природы. Но и не беспомощная жертва - он равноправен и равноценен.

Наша история об этом: о бесплодности борьбы за главенство, о гармонии единства мира.

Надеюсь, у нас получилось донести эту идею до зрителя.



Фото: из архива Хабаровского краевого театра кукол


scroll-top icon