24 сентября 2025
Амба и его народы
Коренные народы Севера на своей территории издавна бережно
относились ко всему, что давала им природа. С незапамятных времен тигра считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись.
Изображения священного зверя в разных формах найдены во многих поселениях аборигенов. Повсюду, особенно в лесах, в честь тигра люди устраивали кумирни, где в молитвах просили у него пощады и милости.
На Амуре, в IX - X веках, мохэские мастера отливали бляхи с изображением дикой кошки точно в таких же позах, что и на бляшках с чжурчженьских городищ. Прикрепленная к поясу бляшка с изображением тигра, видимо, символизировала силу, могущество и принадлежность к знатному роду.
Талисманы, обереги с изображением тигра или головы тигра чжурчжэни крепили чаще всего к конской сбруе. Было замечено, что изображения крылатых тигров имелись даже на конской сбруе народов горного Алтая в IV в. до н. э.
Строго почитали тигра коренные народности юга Дальнего Востока. Культ тигра был сильно развит у удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков, нивхов. Его изображали как бога на камнях, ткани и рыбьей коже, на шаманских атрибутах, вырезают на берестяных коробках, вышивают на одежде цветными нитками, делают из дерева, сухой травы и металла сэвэны (амулеты, обереги), которые носят на шее или держат у изголовья, чтобы обезопасить себя от козней злых духов.
Анимистические воззрения коренных жителей Приамурья сочетались с магическими действиями. Люди верили в силу амулетов, заговоров. Возможно, именно от амулетов ведут свое происхождение многие сэвэны.
Сэвэн — дух, обладающий разумом, активно действующий, но бесплотное существо, таинственная сила. Некоторые сэвэны представляют собой абстрагированные фигурки животных, таких как тигр, в которую шаман вселяет дух. Сэвэны— это духи-исцелители, духи-божества, духи - хозяева местности, воды и тайги.
Петроглиф (наскальное изображения) с изображением амурского тигра на поверхности одного из базальтовых валунов, находится возле нанайского села Сикачи-Алян (Хабаровский район Хабаровского края). Возраст некоторых петроглифов в этом месте датируется XII—IX тысячелетиями до нашей эры и были выдолблены каменными орудиями. При этом петроглифы Сикачи-Аляна внесены в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Некоторые народы Приамурья верили, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных поселениях. Так, например, нивхи, считали тигра особой породой людей, так называемыми “людьми-тиграми”. Они полагали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно постоянно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с приветствием и т.д.
Большим почитанием пользовался тигр (кути) у удэгейцев (удэге). Они тоже считали его “человеком” из другого рода. Убивать тигра и есть его мясо у них категорически запрещалось. Но если зверь нападал на охотника и тот его убивал, то в этом случае греха как бы и не было. При вынужденном убийстве тигра его хоронили, как человека: клали в сруб и рядом ставили знак в виде двух кольев со стружками (куапти). Знак свидетельствовал о том, что это место для охотника запретно.
Тигр у удэгейцев считался настолько священным зверем, что даже говорить о нем запрещалось, так как люди верили, что тигр понимал язык человека. Признавая превосходство тигра в силе и хитрости над охотником, удэгейцы возводили его в ранг божества и молились ему. Так, например, анюйские охотники-удэге, обнаружив в тайге след тигра, отсчитывали семь следов зверя, становились на колени и просили тигра послать им удачу в промысле.
Вообще, верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находились в неразрывном единстве с почитанием животных, таких как тигр, медведь (биату) и др. Они искренне верили, что их далекие предки своим происхождением обязаны животным. Поэтому они поклонялись своим тотемам, надеясь на их покровительство, защиту и помощь. Надо отметить, что в культе удэгейцев тотемизм сохранялся вплоть до недавнего времени. Они прослеживаются в антропонимах некоторых родов. Так, например, сородичи Камандзига связывали свое происхождение с тигром.
Похожие представления об амурском тигре отмечены и у орочей. Так, тумнинские орочи называют себя «детьми тигра». По их мнению, хозяин тайги (дуса эджэни) является властелином всех населяющих ее животных. Тигр может, по их мнению, послать человеку зверя или вылечить от болезни. Вот почему орочи, отправляясь на охоту, обращались к тигру с молитвой. Считалось достаточным иметь амулет с изображением тигра, чтобы избавить себя от нападения других хищников.
Коренные жители Приамурья верили в магическую силу тигра и искренне считали, что случайная встреча с животным в тайге была предупреждением со стороны зверя об опасности или неудаче во время промысла. Поэтому, чтобы предотвратить нежелательную встречу, удэгейцы и орочи, приметив след зверя, сворачивали в сторону.
При случайной встрече охотник бросал оружие, низко кланялся зверю и произносил молитву, содержание которой сводилось к просьбе оказать помощь в охоте и не оставлять без кормильца и продовольствия семью.
Если тигра встречал нанаец из рода Актенка, он становился лицом к зверю, чтобы тигр мог узнать своего «потомка». Аналогично поступали и орочи из рода Еменка. Считалось, что в трудные для человека минуты тотемный зверь оказывал помощь своим «потомкам».
Все малочисленные народы Приамурья верили, что добрый дух предка постоянно сопровождает охотника и оказывает ему помощь при добыче зверя. В тайге он появлялся перед охотниками в облике тигра, а во сне обычно приходил к удэгейцам и орочам в образе пожилого (мафа) человека, к нанайцам - в виде седого старика, одетого в богатую одежду.
(
Использована статья Александра Куликова «Амурский тигр в культуре коренных народов Приамурья», опубликованная в номере №3 журнала «Просторы Приамурья» за 2024 год)
Фото: Александр Куликов