29 июля – Международный день тигра
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
29 июля 2023

29 июля – Международный день тигра

Народы Приамурья с давних пор к полосатой кошке относились не столько со страхом, сколько с глубоким почтением и уважением, называя его мудрым, могущественным и даже священным животным, приписывая ему сверхъестественные качества. В честь особого отношения к хвостатому хищнику, в последнее воскресенье июля, помимо Международного дня тигра, ежегодно отмечается День тигра на Дальнем Востоке.

Отдельный праздник тигру на Дальнем Востоке люди посвятили далеко не случайно. Уважительное отношение к хитрому и могущественному хищнику складывалось у жителей Нижнего Амура веками. Они называли его «хозяином тайги», священным животным, «покровителем охотничьего промысла» и даже считали его своим первопредком.

Согласно легенде, в древности мальчик и девочка, заблудившись, попали на звериную тропу. Девочку подобрал медведь, а мальчика – тигрица. От брака повзрослевшей девочки с медведем произошли удэгейцы, а от брака мальчика и тигрицы на свет появились нанайские и орочские роды.

Прямыми потомками тигра считались род Актанка и Еминка. И если все остальные охотники при встрече с опасным хищником бросали на землю оружие, низко кланялись и произносили молитву, то представители этих двух родов становились к нему лицом, чтобы он мог узнать своих «родственников».

- Тигр - животное неприкосновенное, табуированное. В отличие от медведя, охота на него, даже в ритуальных целях, была запрещена. Орочи, удэгейцы, нанайцы и другие народы были убеждены, что тигр - существо родственное человеку, поэтому не станет нападать на него первым. А если это все-таки происходит, объясняли это тем, что тигр был сумасшедшим, «отбившимся от хозяина своего», - рассказывает кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским сектором этнографии Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Галина Титорева.

Г. Павлишин. Иллюстрация к "Амурским сказкам"

В начале прошлого века российский этнограф Лев Яковлевич Штернберг, зафиксировал рассказы нанайцев об их практически родственном отношении к тиграм. Респонденты ученого уверяли его, что «раньше, когда человека хоронили, тигр приходил, плакал».

Любопытно, что считая тигра неприкосновенным и священным животным, тем не менее, таежные люди считали возможным убить полосатую кошку, если по ее вине погибал их сородич. В таким случае зверю объявлялась кровная месть, как если бы это был человек другого рода. Хищника преследовали, убивали и хоронили в земле со словами: «Теперь мы квиты, вы нашего убили, мы вашего, теперь будем мирно жить».

С тигра-убийцы орочи снимали шкуру, выбивали ему зубы, отрубали когти, а тушу закапывали в землю, чтобы его душа больше никогда не возродилась.

Если орочский охотник находил в лесу мертвого тигра или случайно убивал его, то должен был совершить обряд ху-мо («могила тигра»). Обряд практически копировал похороны человека.

Моха – нанайский сэвэн Бучилэ. Из фондов ХКМ

Тигра погребали в одежде: надевали на него штаны, халат, на задние лапы - обувь, на передние - рукавицы, на голову - шапку. Зимой тигра хоронили в летней одежде, а летом - в зимней. Возле головы помещали табак, огниво и трубку. Обязательной частью ритуала было также убийство собаки.

Тигра обожествляли все народы Приамурья. Но особенно культ хвостатого животного был развит у орочей, удэгейцев, нанайцев, эвенков.

В Приамурье веками укоренялись поверья, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность и живут они в собственных городах или деревнях. Большим почитанием пользовался тигр у удэгейцев: они называли его «человеком из другого рода».

Тигр вызывал почтение. Он был символом силы и могущества, что отразилось в сказках коренных народов Дальнего Востока. При этом, в отличии от известной сказки Р. Киплинга «Маугли», в которой тигр Шерхан отличается лютой злобой и кровожадностью, в фольклоре народов Приамурья образ тигра никогда не наделяли негативными качествами, а, напротив, подчеркивали его ум и смекалку и добрососедские отношения с человеком.

Г. Павлишин. Иллюстрация к "Амурским сказкам"

Образ тигра часто использовался в обрядовой и праздничной атрибутике народов Приамурья. Шаманы, например, считавшие дух тигра своим помощником, помещали его изображение на своей одежде. Также часто в Приамурье встречаются деревянные сэвэны в образе полосатого тигра.

Изображение тигра нередко встречается, на картинах, в орнаментах, на панно и коврах и современных мастеров декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера.

В Хабаровском крае ежегодно проводится эколого-литературный конкурс «Тигриные истории». Организатором творческого состязания выступает министерство природных ресурсов Хабаровского края. На конкурс принимаются рассказы, повести, сказки, эссе, стихотворения и поэмы, посвященные тигру. Отдельная номинация – видеопостановки о жизни полосатого хищника. Итоги конкурса подводятся в Международный день тигра. Лучшие произведения публикуются в краевом экологическом журнале «Просторы Приамурья».


scroll-top icon