Алтайцы
АЛТАЙЦЫ – собирательное название для всех тюркоязычных жителей Горного Алтая и прилегающих районов. Алтайцы говорят на языке тюркской ветви алтайской семьи. Большинство алтайцев — православные.
136 чел.
численность алтайцев в Хабаровском крае, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года.
Формирование народа
При доминировании тюркской составляющей важную роль в формировании алтайского этноса сыграло политическое и культурное взаимодействие с западными монголами (ойратами). Финальные стадии консолидации алтайцев в конце ХIХ в. были
связаны с возникновением религиозного движения бурханизма.
Язык
Алтайцы говорят на языке тюркской ветви алтайской семьи; алтайская письменность создана в XIX в. на базе кириллицы; литературная норма сформировалась на основе диалекта алтай-кижи.
Жилище
Обеспеченные алтайцы жили, как и большинство тюрок, в юртах. Еще одна форма традиционного алтайского жилища — чаадыр, конусообразная жердевая постройка, крытая корой лиственницы или березы.
Хозяйственная деятельность
Алтайцы разводили лошадей, овец, коров, яков, коз и верблюдов. Семьи кочевали со скотом от зимних пастбищ в межгорных долинах к летним в высокогорных степях.
В ХХ в. у алтайцев получи: ли распространение стойловое содержание скота и огородничество, связанные с оседлым образом жизни. Важное место в системе жизнеобеспечения занимали охота на маралов, пушных зверей, птиц, сбор дикоросов. Земледелие имело подсобный характер. Сеяли главным образом ячмень, реже просо, пшеницу.
В конце XIX — начале XX в. алтайцы продолжали использовать средневековые оросительные каналы субак.
Общество
У алтайцев сохраняют значение родовые структуры. На Алтае существует 80 сеоков — родов, например, алмат, ара, байлагас, богускан, иркит и др. «Сеок» означает «кость»: члены сеока «имеют одну кость» и считаются родственниками; браки внутри рода запрещены.
Религия
Большинство алтайцев — православные. В 1828 г. была открыта православная Алтайская духовная миссия, действовавшая очень успешно и признанная в начале XX в. образцовой. Частично сохраняется шаманизм с элементами анимизма, тотемизма, веры в духов-хозяев (ээзи) и родовых божеств. К 1904 г. в среде алтайцев-шаманистов сформировалась новая религия — бурханизм, или «молочная вера».
Бурханисты верили в мессию Ойрот:каана, совершали групповые моления светлому божеству Юч-Курбустану, отказывались от жертвоприношений животных, заменяя их возлияниями молока, уничтожали кошек как представителей темного бога Эрлика, приветствовали друг друга словом «Jак-шы» («хорошо») и полностью отказывались от общения с шаманами. Новая религия не приобрела широкой популярности. После 1917 г. антирелигиозная политика власти привела к полному исчезновению бурханистов.
В 1990-х гг. в Республике Алтай появились энтузиасты, пытающиеся возродить бурханизм как национальную религию алтайцев. Большинство сегодняшних бурханистов видят свою веру в лоне тибето-монгольского буддизма и поддерживают контакты с бурятскими и японскими ламами.
Источник: «Народы России. Атлас культур и религий». Министерство регионального развития Российской Федерации, Российская академия наук. 2008 г.
Назад в раздел «Народы Европы»