Язык и религия
Наряду с православием, определенное место в духовной жизни коренного населения занимают и традиционные верования, представляющие собой ее неотъемлемую часть.
Православие распространилось в XVIII—XIX веках. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др.
Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др.
Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего — Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем — коров. Главный праздник — весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм.
Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.
Историческая память народа, в связи с процессами этнокультурного возрождения, активно восстанавливает различные этнокультурные традиции. В Якутии это наиболее ярко проявляется по отношению к шаманизму как историко-культурному феномену, многие стороны которого, очищенные от архаичности и мистики, переживают радикальное переосмысление, становясь важным признаком проявления национально-этнического менталитета. Исследователи шаманизма рассматривают его как целостную систему религиозно-философских, моральноэтических, медицинских взглядов и знаний, способствующих духовной консолидации якутского этноса. Возрождение национального самосознания якутского народа некоторые его представители связывают с возрождением шаманизма. В настоящее время среди якутского населения отмечается повышенный интерес к явлениям шаманизма. Н.А. Алексеев в результате проведенных им исследований в 60-70-е годы приходит к выводу, что «вплоть до настоящего времени частично бытуют поверья и обряды, относящиеся к магии, тотемизму и медвежьему культу». Сегодня соблюдаются такие традиционные якутские обряды и обычаи, как почитание священных деревьев, духов местности, жилища, огня, промысловых и охотничьих поверий и других стереотипов поведения, имеющих этнические особенности. В настоящее время деятели якутской интеллигенции предпринимают усилия по созданию религиозных организаций якутов на основе этнических форм религиозных верований, как, например, «Кут-сюр», «Айыы», «Тенгрианство» (культ Неба).
Согласно идеологии, религиозной организация
«Аар Айыы итэгэлэ», зарегистрированной в 2011 г. роль проповедников, жрецов, носителей веры Аар Айыы осуществляли Айыы шаманы, пользовавшиеся огромным авторитетом и уважением среди населения. Шаманы во время ритуальных действий общаясь с духами исцеляли людей, выполняли просьбы, предвидели будущее и т.д. Согласно космогонии Айыы, мир состоит из трех частей: верхний мир, в котором обитают верховные божества, срединный мир, где живут люди, и подземный мир – обиталище злых духов. Главный, верховный Бог – это Урун Аар Тойон. Основателем этой организации является Владимир Кондаков, доктор медицинских и психологических наук, написавший свыше 30-ти книг о религии Аар Айыы и народной медицине. В книге Владимира Кондакова «Религия Аар Айыы», описаны основы якутской веры, требования религии, основы воспитания человека айыы, и другое. Три организации Аар Айыы итэгэлэ были зарегистрированы в городах Якутске, Нюрбе и селе Сунтар.
В 2015 г. была зарегистрирована религиозная организация г. Якутска
«Айыы итэ5элэ» (Религия Айыы), занимающаяся проведением традиционных якутских обрядов: обрядов очищения, алгыса (благопожелания). Согласно идеологии этой организации, Религия Аар Айыы – древняя религия народа саха. Айыы – божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы – жители Верхнего мира, прародители народа саха. Религиозная организация «Айыы Танара итэгэлэ (Вера в Айыы Тангара (Тенгри))» была зарегистрирована в 2019 г.
Как известно,
тенгрианство является системой религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри – обожествленному небу. Тенгрианство возникло на основании мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим миром, природой. В тенгрианстве существует обожествление природы и почитание духов предков.
Источник: Энциклопедия народов России, Брагина Д.Г., Ноев А.И. О религиозных организациях и объединениях якутов в Республике Саха (Якутия) // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11. № 2А. С. 78-84