Религия и духовная культура
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Религия и духовная культура

Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI—XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Рукописный Коран


Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с X в. и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав Московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным.

Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как меселман, т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Наиболее значительные мусульманские праздники:
  • Корбан гаете связан с жертвоприношением, 
  • Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда — Мэулид. 
Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар.
Сабантуй

Из народных праздников наиболее значительный и древний — сабантуй — праздник плуга — в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть — карга (дэрэ, зэрэ) боткасы — коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.


Источники: «Народы России. Атлас культур и религий». Министерство регионального развития Российской Федерации, Российская академия наук. 2008 г.; Энциклопедия народов мира


Назад к разделу «Татары» 

scroll-top icon