Образ жизни. Быт. Семья
В Российской империи с 1791 до 1917 гг. существовала так называемая черта оседлости, восточнее которой запрещалось селиться евреям.
В черту оседлости входили земли, в основном находящиеся сейчас за пределами РФ. Жить вне черты оседлости разрешалось купцам первой гильдии, евреям с высшим образованием, среднему медицинскому персоналу и отслужившим в армии по рекрутскому набору.
В черте оседлости евреям запрещалось заниматься земледелием. По этой причине была высока доля ремесленников (портных, сапожников и др.) и мелких торговцев. В XX в. профессиональная структура российских евреев кардинально изменилась. Значительную часть среди них составляют инженеры, врачи, преподаватели в школах и вузах, научные работники, многие реализуют себя в литературе, искусстве, журналистике, культуре, юриспруденции и т.д.
Хозяйство
Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.
Общество
Основу традиционной социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы).
Преобладала малая семья, местами сохранялись пережитки патриархальной большесемейной организации (особенно у восточных групп евреев). С X века евреи перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранилась до середины XX века у евреев некоторых стран Ближнего и Среднего Востока.
Брак матри- и неолокальный у ашкеназов, патрилокальный у восточных групп. Бытовал левират (в пережиточной форме). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам евреем считается только рождённый от еврейки.
Поселения
Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе — местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство.
Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.
Пища
Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками.
Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл).
Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п.Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.
Источник:
«Народы России. Атлас культур и религий». Министерство регионального развития Российской Федерации, Российская академия наук. 2008 г.; Энциклопедия народов мира