Краткая историческая справка
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Краткая историческая справка

Археологи отмечают большое сходство культур современных ульчей и древних племён, обитавших в мезолите на территории Нижнего Амура. На нынешнем этносе ульчей сказалось также влияние тунгусов, тюркоязычных и монголоязычных народов, пришедших сюда с Запада и с Севера.

карта jpg.jpg

Русские на Амуре называли ульчей и нанайцев гольдами. Так же именовали они себя в общении с русскими. В начале 30-х гг. XX века, когда решался вопрос о наименовании народов Севера на основе их самоназваний, для бывших мангунов, называвших себя нани, был принят этноним ульчи, поскольку по самоназванию нани были названы нанайцы. Со временем этноним ульчи стал самоназванием народа.

Первые известия русских об ульчах относятся к XVII веку. В «отписках» русских казаков-землепроходцев они зафиксированы под именем нгатки и лонки. Последний этноним, как выяснилось позднее, был названием одного из ульчских родов.

После Нерчинского договора с цинским Китаем (1689), когда русские ушли из Приамурья, правительство Китая пыталось подчинить себе амурские народы, но результатов это не принесло.

Китайские чиновники раз в год появлялись на Амуре для сбора ясака (один соболь с охотника), который местное население рассматривало лишь как плату за право торговли. Ульчи сбывали в Китай пушнину, получая в обмен необходимые им товары и продукты. Этот торговый обмен играл важную роль в жизни местного населения.

Возвращение Приамурья в состав российского государства в середине XIX века сделал ульчей подданными России. Начинается активная колонизация бассейна Амура русскими казаками и крестьянами-переселенцами. На территории расселения ульчей возникают русские села Богородское, Михайловское, Иркутское.

Контакты с русским земледельческим населением оказали большое влияние на культуру, экономику, социальное развитие ульчей. Их хозяйство активно вовлекается в сферу рыночных отношений.


Интересный факт
Пережитки патриархального-родового строя сохранялись еще во второй половине XIX века. Так, члены одного рода совершали совместные жертвоприношения, принимали участие в свадебных и поминальных обрядах, сородичи устраивали медвежьи праздники, хранили кремни чиу — символы родового огня. Непременным условием заключения любого брака была экзогамия — основа родового общества. Существовала классификационная система родства: группа родственников различной степени родства называлась одним общим термином. В случае серьезных конфликтов (убийство, кражи, семейные недоразумения и т. п.) провинившихся судил родовой суд, исходя из норм обычного права, однако участие в нем принимали и представители других родов. Во время судебного разбирательства об убийстве решающую роль играл брат матери женщины, у которой убили мужа, что указывает на существование у ульчей пережитков материнского рода.

scroll-top icon