Одежда
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Одежда


До прихода русских нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы.

b_22511 4 (1).jpg


Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья (штаны пэру, ноговицы гаро, рубашка энгэрэгдэ), обуви и головного убора. Нательное белье изготавливалось из рыбьей кожи. Рубашка имела покрой кимоно с разрезами по бокам, доходила до колен. Левая пола была большой. В жаркую погоду рубашку носили навыпуск.

Штаны кроились из шкуры, сложенной четыре раза в виде прямоугольника. Для промежности делали полукруглый вырез. На ноги надевали наколенники или ноговицы, которые предохраняли ногу от ушибов. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды: халат без подкладки (покто), с подкладкой (капчима), зимний халат (хукту) и др.

Наиболее древним был халат амири — одинарный халат из рыбьей кожи. Рукава халата были короткие и узкие. Левая пола заходила на правую. Мужской повседневный халат был выше колен и не мешал при ходьбе. Летом мужчины иногда вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. Покрой у нее мог быть как у халата с запахом на правую сторону или с разрезом посередине. Головным убором служила летом берестяная коническая шляпа. Изготавливали ее из куска пропаренной бересты. Шляпа на голове крепилась с помощью двух тесемок. Этот головной убор был характерен для всей тихоокеанской культуры.

В хорошую погоду мужчины предпочитали ходить с непокрытой головой. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх — теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Края шапки имели соболью или рысью опушку. Нанайцам был известен и головной убор в форме капора. Верх его шили из рыбьей кожи, а внутри подбивали лисьим мехом, который создавал опушку по краям. Нанайская обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась легкостью, хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали рыбью кожу с чешуей.

Обувь из кожи диких животных была прочнее, но тяжелее и быстро намокала.

Зимой обувь носили с подстилкой из осоки. По покрою обувь нанайцев подразделялась на два типа — амурскую и тунгусскую. Для амурского типа характерно наличие высокой головки, которая выкраивалась вместе с подошвой и пришивалась к основе обуви. Голенища имели разрез, сдвинутый вправо, что позволяло обернуть голенище вокруг ноги и сверху обмотать лентой.

На Куре, Урми, Горине большее распространение имел тунгусский покрой: голенища шились из трех полос камуса — прямой передней и трапециевидных боковых. Верхняя часть голенища оторачивалась мехом рыси.

Женская повседневная одежда была похожа на мужскую, но имела некоторые особенности. Женские халаты были длиннее мужских, а штаны были двух типов: для замужних и незамужних женщин. Штаны для незамужних женщин выкраивались вместе с нагрудником, который на поясе стягивался шнурком. Нагрудник закрывал грудь. У замужних женщин нагрудник закрывал только нижнюю часть груди для удобства при кормлении грудных детей. Праздничная одежда отличалась от повседневной качеством выделки и украшениями.

Известно несколько видов праздничных халатов. Ачато — распашной халат с прямым разрезом спереди посредине. Он надевался женихом в день свадьбы и во время больших праздников. Халат галада употреблялся во время свадебного обряда. По покрою — это запашной халат с рукавами кимоно. Халат запахивался на левую сторону и застегивался на пуговицы. Обязательным дополнением праздничной мужской одежды был пояс омол шириной 10—15 см. и длиной 3—4 м. Им обертывались 2—3 раза, и оставляли свободно свешивающиеся орнаментированные концы. Во время праздников нанайские женщины надевали орнаментированные праздничные ноговицы и запашные халаты. Основной их особенностью было наличие пришивного или съемного воротника. Пришивные воротнички были стоячими, часто на них имелась опушка из колонка или белки.

Особый интерес представляет женский свадебный халат сикэ. Он шился из кожи сазана, богато орнаментировался, причем верхняя часть спинки халата была покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи. Каждая чешуйка, в свою очередь, богато орнаментировалась изображениями животных, птиц, земноводных и пр. Нижняя часть халата отделялась от верхней полосами. На каждой из её половинок имелось изображение родового дерева.

Промысловая одежда отличалась от повседневной. Халат из рыбьей кожи или хорошо выделанной шкуры лося был распашной, правопольный, со скошенным срезом запашной полы, которая застегивалась на боку с помощью трёх пуговиц. Во время преследования зверя вместо халата надевали короткую куртку из шкуры изюбра или сохатого. Поверх одежды охотник надевал передник с закругленной нижней стороной.

Летом одежда охотника состояла из легкой повседневной мужской одежды с некоторыми дополнительными элементами. В дождливую погоду надевали халат из кожи сома в качестве дождевика, накидка на голову и плечи защищала шею и лицо от комаров и мошки.


Интересный факт
Погребальная одежда почти не отличалась от повседневной. Ее лишь шили специальным швом, «на живую руку», чтобы покойник не мог вернуться в мир живых. Иногда умерших обряжали в свадебную одежду, но халат подпоясывали лентой белого цвета. Обязательной принадлежностью погребального костюма был нагрудник, у женщин — в виде трапеции, у мужчин — многоугольника. В центре нагрудника пришивалась бусина, через которую покойник, якобы дышал, принимал пищу.

Назад

scroll-top icon