Образ жизни
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Образ жизни

Хозяйственная деятельность эвенов носила комплексный характер. Основу ее составляли транспортное таежное оленеводство и охота, вспомогательными промыслами служило рыболовство, морской зверобойный промысел, собирательство и домашние ремесла.

Фото: Алексей Суворов

Отличительной особенностью хозяйства и быта эвенов был его кочевой характер. 

Промысловая деятельность требовала постоянных перемещений в поисках лучших угодий.

Кочевой образ жизни определил особенности этнической одежды и пищи, средств передвижения, форму и конструкцию жилища. Многовековой опыт существования в суровых северных условиях, позволил эвенам создать оптимальное жилое сооружение — чум (элбым) — постоянное переносное каркасное жилище конической формы высотой до 3 м, диаметром в основании 5—7 м. Известен и другой вид жилища — чорами (чоралкам) — юрта цилиндро-конической конструкции. Хозяйственными постройками служили свайные амбары, помосты, лабазы.

Фото: Алексей Суворов

Главным средством передвижения для эвенов-оленеводов был и остается олень, которого использовали под вьюк и для верховой езды.

Нарты появились у охотоморских эвенов только в начале ХХ в. В них обычно впрягают двух оленей.

Каждый рабочий олень имеет свое предназначение, которому соответствует его название: учик — личный верховой олень, чорарук — олень, на котором перевозят разобранное жилище чорами, мосамта — передовой олень в нартенной упряжке, ведущей караван и др.

У оседлых эвенов незаменимым транспортным средством в зимнее время служили собачьи упряжки. В Охотском районе их использовали для перевозки грузов вплоть до 1960-х годов.


Фото: Алексей Суворов

Широко распространенным средством передвижения у таежных жителей и сегодня остаются лыжи. Широкие, подбитые камусом оленя или лося, они позволяли охотнику легко маневрировать среди деревьев и развивать очень высокую скорость. Известны эвенам и водные транспортные средства — лодки, долбленные и берестяные, — однако и к месту рыбалки они предпочитали добираться на оленях.

Фото: из открытых интернет-источников

Основу питания эвенов-оленеводов составляют, преимущественно, мясо диких оленей, горных баранов и рыба. 

Домашние олени использовались в этих целях крайне редко. Тушу животного съедали полностью, без отходов. Внутренности отваривали, свежую кровь пили теплой. Деликатесом считалась сырая печень, костный мозг, глаза, горловина, почки и легкие. Запасов, как правило, не делали. На длительное хранение готовили только топленый жир, рыбную муку и в ХХ веке стали замораживать лосось. Мясо и рыбу употребляли в сыром, вареном, сушеном, жареном и мороженом виде. Приправами служили дикий лук, чеснок, черемша, сарана. Многие оленеводы употребляют оленье молоко.

В прошлом, эвены никогда не ели грибов, считая их пищей оленей. Несмотря на доступность новых продуктов, система питания эвенов и в наши дни во многом сохраняет традиционные черты. Исследователи установили, что северный тип питания эвенов белково-липидный, так как пищевой рацион в основном состоит из мясных, рыбных и молочных продуктов. Основные биохимические компоненты питания: белки, углеводы, жиры.

Эта информация зафиксировалась генотипом и, соответственно, передается из поколения в поколение.

В современных условиях начинает доминировать углеводно-белковый тип питания, что влечет за собой изменение обмена веществ. В конечном итоге за этим последует нарушение исторически установившихся механизмов метаболизма, что оценивается специалистами как одна из причин дестабилизации здоровья всех народов Севера.

В связи с этим проблема рационального питания и сохранения исторически обусловленного рациона становится одной из главных в вопросе сохранения этноса. В качестве средств лечебной медицины эвены использовали различные дикоросы, смолу лиственницы, желчь медведя, струю кабарги, кору и ветки кедрового стланика.

Широко употреблялась в медицинских целях горячая кровь оленя. Она считалась хорошим кроветворным, общеукрепляющим средством, ею лечили ожоги, болезни желудка. Известны случаи применения народными лекарями хирургических методов лечения.

Фото: Алексей Суворов

Материалом для изготовления традиционной одежды эвенов служили меховые шкуры оленей, горных баранов и ровдуга.

Сшивали все детали изделия нитками из сухожилий оленя и лося. Основным элементом этнического костюма, и женского и мужского, был кафтан распашного кроя, приталенного силуэта со втачными рукавами. В зависимости от сезона, его шили из осенне-летних или зимних шкур, при необходимости мех подстригали.

Существовало несколько видов кафтана: найми — летний, ровдужный; дудыка — мехом вовнутрь и мука — мехом наружу.

Кроме кафтанов, в комплект одежды входили нагрудник, меховые или ровдужные брюки, ноговицы, шапка, рукавицы и перчатки, пояс, шарф из беличьих хвостов и обувь — унты и торбаза.

Во время кочевки в сильные морозы надевали специальную маску из беличьих шкурок, закрывающую нос и подбородок. Украшением для одежды служили разнообразные орнаменты в технике меховой мозаики и инкрустации, продержки и плетения из ровдужных полосок, вышивки бисером, хлопчатобумажными и шерстяными нитями и подшейным волосом оленя. Эвенские мастера достигли высочайшего уровня мастерства в выделке и художественной обработке кожи и меха. Они использовали тонирование ровдуги природными красителями, стрижку, бритье и выщипывание меха и другие технологии.

Хорошо понимая декоративные особенности меха, народные художники умело находят гармоничные цветовые, фактурные, пластические сочетания. Недаром один из первых исследователей культуры эвенов А. Ф. Миддендорф, сравнил их праздничный костюм с испанским камзолом, а рукоделье назвал «блистательнейшим».

Фото: Алексей Суворов

Помимо одежды орнаментации подвергались домашняя утварь, седла, вьючные сумы, коврики на оленя, сумочки для предметов женского рукоделия и многое другое. Орнамент эвенов носит геометрический характер и состоит из простейших формообразующих элементов — концентрических кругов, треугольников, полукружий, пунктирных линий. Более поздними в искусстве эвенов являются растительные мотивы.

Владение швейным ремеслом было обязательным для всех эвенских женщин, однако, среди них выделялись особо талантливые, превращающие утилитарные предметы в произведения декоративно-прикладного искусства. Народная память и музейные коллекции хранят имена выдающихся мастеров: Любови Иннокентьевны Сергучевой, члена Союза художников России, Дарьи Иннокеньевны Шумиловой, Марии Егоровны Андреевой, Марии Родионовны Афанасьевой, Соколовой Ульяны Алексеевны, Сторожевой Дарьи Семеновны и др.

Фото: Алексей Суворов


Интересный факт
Эвены пользовались двумя видами календарей. Один, более традиционный, «по частям тела», другой — собственно православный изготавливался в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты. У эвенов новый год начинался с июня — месяца солнца, воды и новой зелени. Июль — месяц травы, означал макушку лета, август — увядания зеленого покрова земли. С сентября начинался счет движения Солнца по телу человека. Счет месяцев исходил от кисти правой руки, поднимался до локтя, затем шёл вверх на плечо, от него — на темя головы, потом вниз на плечо, локоть и завершался кистью левой руки. Так антропоморфное представление солнцеворота предполагает своеобразное восприятие космического ритма природы.
Перейти
Назад к разделу «Эвены »

scroll-top icon