Смерть. Погребение. Поминки
Представления о душе человека разнилось между отдельными группами эвенков. Единым было представление о многообразности душ.
«Главная душа» («оми»), создана творцом. До рождения души простых людей выглядели как птенцы синиц, а оми будущих шаманов – в виде птенцов перелетных птиц: орлов, гагар и лебедей.
По мере взросления человека оми превращалась в душу «хэян», с которой человек проводил всю оставшуюся жизнь. После его смерти она вновь становилась оми, оборачивалась птицей и возвращалась в Средний мир, где в женской утробе давала начало новой жизни.
В других представлениях «хэян» являлась двойником живого человека или духом защищающего и направляющего его предка. В этих случаях она всегда отправлялась в Нижний мир.
Покойника обмывали и переодевали сразу после смерти. На следующий день сородичи сооружали деревянный гроб и размещали его на специальном погребальном помосте на двух или четырех столбах. Выбирали для могил возвышенные места, окруженные водой, или острова.
В гроб клали оружие, инструменты, посуду и мелкие личные вещи.
По окончанию церемонии гроб с покойником закрывали ветками или шкурой и возвращались домой, заметая следы.