«Дети медведя» хранят традиции
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих
3 мая 2024

«Дети медведя» хранят традиции

Сегодня знакомимся с историей и традициями одного из коренных малочисленных народов Севера – народа удэге.
Среди ученых бытуют разные мнения, относительно этимологии названия народа удэге. Востоковед и исследователь маньчжуров А.В. Гребенщиков, например, считал, что это название произошло от названия государства У-цзи, существовавшего в 5-7 веках. Знаменитый российский этнограф, путешественник, исследователь и писатель Владимир Арсеньев имел другую точку зрения. Он ссылался на найденный им маньчжурский источник 1115 года, где упоминается о народности удага, проживавшего на берегу правой притоки реки Уссури.

Третья версия основывается на «Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году. По этой версии предками народа удэге были «дикие люди удэгай», жившие на крайнем северо-востоке империи Цзинь. Позже удэге вынуждены были переселиться - сначала из-за притеснений монгольской конницы, затем началась китайская и корейская экспансия. Спасаясь от притеснений инородцев, предки удэгейцев вынуждены были переселиться на Анюй и Бикин.

Долгое время, вплоть до XIX века, у удэгейцев сохранялись родовые отношения. Во главе рода стоял старейшина. Именно он следил за соблюдением устоев и, в случае нарушения «закона», судил виновных.

Девушек выдавали замуж за калым («тьои»). Это могли быть шкурки животных, посуда, ткани, а позже – деньги.

Род Кимонко славился своими невестами. Пешие тунгусские охотники в далеком прошлом могли добираться в гости к этому роду на протяжении нескольких месяцев, а иногда и пару лет. Но чтобы получить невесту, даже этого было мало. Гость обязан был сразиться с братом своей избранницы, причем не просто сразиться, а победить его! Память об этих традициях и много веков спустя сохранялась в народных песнях коренных малочисленных народов Севера.

Эти песни и сказания слышал и первый удэгейский писатель Джанси Кимонко, хотя в его время традиции все же были уже другими. В детстве Джанси ничем не отличался от своих сверстников, носил халат из лосиной кожи и такие же штаны («хэйги»), ходил на охоту со стрелами и не планировал другой жизни. Но все изменилось в Гражданскую войну. Удэгейцы долго метались, не зная, примкнуть ли им к японцам, хунхузам, «белым» или «красным».

В итоге многие, включая и Джанси Кимонки, все же выбрали русских – «красных» и активно помогали партизанам, а иногда и сами записывались в партизанские отряды. Такой выбор объясняется всем ходом предыдущей истории: начиная со второй половины XIX века, когда казаки пришли в Приамурье, они всегда уважительно относились к коренным жителям, старались наладить торговлю, защищали границы российской империи, обеспечивая спокойную жизнь в том числе и местному населению, не притесняя их сами и не давая это делать хунхузам. А после столыпинских реформ на этих землях быстрыми темпами начала развиваться торговля, давая шанс местным жителям поправить свое материальное состояние.

На судьбу Джанси Кимонко оказала огромное влияние встреча с заведующей этнографическим отделом Хабаровского музея Ниной Богдановой. Директор музея Владимир Арсеньев направил ее «в долину Хора к удэгейцам, как этнографа, для пополнения музейных экспонатов». Удэгейские охотники встретили ее с недоверием, не понимая, зачем русской женщине нужны предметы их быта и одежды.

Общий язык Нине удалось найти только с Джанси Кимонко: он охотно делился с русской подругой услышанными в детстве сказками, отвечал на ее вопросы и даже брал ее несколько раз с собой на охоту. Именно Богданова помогла Джанси уехать в Хабаровск и поступить на подготовительное отделение техникума народов Севера. Так у удэгейцев появился первый собственный писатель…
Сегодня в Хабаровском крае бережно относятся к традиционной удэгейской культуре. Богатая этнографическая коллекция представлена в краеведческом музее района имени Лазо. Там хранится более 20 тысяч экспонатов, раскрывающих особенности жизни и быта удэгейского народа, историю освоения и заселения Приамурья.

Среди уникальных единиц хранения есть образцы вышивки удэгейских мастериц, предметы одежды и быта. Широким спектром представлены обрядовые предметы, включая и обязательный обрядовый атрибут - шаманский бубен. Есть также возможность наглядно представить себе, как выглядела кава - юрта шамана, в музейной коллекции есть точный ее макет.

Есть и коллекция национальных удэгейских тапочек. В отличии от нанайских тапочек, о которых знают все, изделия удэгейских мастериц далеко не так широко известны, хотя они не менее удобны и красивы. Удэгейские тапочки легко отличит даже не специалист - это другая эстетика, другие рисунки, другая цветовая гамма. В отличии от нанайцев, удэгейцы предпочитали более скромный и сдержанный декор.

- У каждого рода удэге были свои собственные традиции декора, но есть и нечто общее, что объединяет их все. Как правило, за основу берутся анималистические рисунки. Удэгейские мастера любят изображать птиц, медведей, тигров, - объясняет директор краеведческого музея района имени Лазо Мария Дусакова.

Интересна и собранная в музее коллекция изделий из бересты. Отличительная особенность изделий удэгейских мастеров декоративно-прикладного искусства – размещение светлого рисунка на темном фоне. Такой элемент декора смотрится выигрышно, богато, но в то же время требует от мастера виртуозного владения резцом. Потому что каждая, даже маленькая неточность на контрастном фоне особенно заметна.

Удэгейские резчики также предпочитают использовать в работе в основном анималистические сюжеты. Тигр традиционно считался у удэгейцев повелителем тайги и всех ее обитателей. Медведь же считался тотемным животным, от которого и произошел народ удэге.

Краеведческому музею района имени Лазо 52 года. В настоящее время здание, где он располагается, закрыто на капитальный ремонт. Часть экспонатов увидели участники расширенного заседания правительства Хабаровского края, проходившего весной 2024 года в Переяславке. Частично познакомиться с этнографической коллекцией можно на сайте: https://www.лазо-музей.рф/o-dk/istoriya/.

Фото: Е. Мироненко.

scroll-top icon