Традиционная культура и искусство
Календарь событий
Календарь мероприятий
Версия для слабовидящих

Традиционная культура и искусство

Окно деревенского дома с резным наличником. Хорлово


Народное искусство и промыслы


Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси.

Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимодействии с художественными культурами многих народов Европы и Азии.

В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое шитье и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество.


Искусство художественной обработка металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и т.п.

Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губ.) и др.

Гжель. ethnomir.ru


Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных керамических изделий (с XVII в. — Гжель, затем — Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек.

Резные костяные изделия в Западной Европе во времена Древней Руси носили название «резьба руссов», что говорит о давности этого промысла на территории России. Особенно это искусство было развито до начала XIX в. на Русском Севере (холмогорские косторезы).

С XVIII в. развивается резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий. В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. Это искусство имело несколько локальных школ, в которых развивались и сохраняются до сих пор традиции Древней Руси, хорошо известные по археологическим раскопкам.

В позднее время (с конца XVII в.) возникают центры посудного промысла и изготовления предметов быта: с. Хохлома (сюда доставлялись изделия из сел Заволжья для отправки их на ярмарки России и зарубежья); г. Городец, Сергиев Посад с окрестными деревнями и др.

Роспись по бересте


В Вологодской, Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись по бересте, плетение из нее разнообразных предметов: туесов, шкатулок, поставцов и др.

Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и другие элементы современного сельского жилища. Искусство обработки дерева особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.


Устное народное творчество

Для устного народного творчества русских характерно разнообразие форм. Это и былины исторического содержания, и христианские духовные стихи, и лирические, обрядовые песни, певшиеся во время свадебного ритуала, народных гуляний на праздники, сказки, былички, профессиональные и солдатские песни и многое другое.

Ночь накануне Ивана Купала. Худ. Г. Семиградский. 1880-е

Характерно многоголосное пение, участие в хороводах, молодежных играх и посиделках.


В русском песенном творчестве материалом для поэтизации служил объективный реальный мир, прежде всего окружающая крестьянина природа, некоторые виды трудовой деятельности (земледелие, рыболовство, охота и т. д.) и многочисленные обрядовые действа. Объектом же поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения.

Наиболее древними образами, используемыми в русской обрядовой лирике, являются такие, как месяц — символ отца, солнце — матери, звезды — детей, месяц-молодец — жених, муж, зорюшка-девушка — невеста, жена. В роли символов часто выступают различные птицы: соловей, сокол, селезень и голубь — в роли молодца; белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка — девушка; серая кукушка — печальная девушка или горькая женская доля.

Бабушкины сказки. Худ. В. Максимов. 1867


Еще шире используются образы из растительного мира. Например, очень часто символом девушки являются белая береза, калина, малина и сладкая вишня; птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т.д.


Источник: «Народы России. Атлас культур и религий». Министерство регионального развития Российской Федерации, Российская академия наук. 2008 г.


Назад к разделу «Русские»

scroll-top icon