Версия для слабовидящих

Этноспорт, традиционные игры и забавы

Игры народов мира отражают культуру и самобытность народа, помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности.
Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни коренных малочисленных народов Севера. В нанайских стойбищах, например, периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д.


Такие соревнования собирали многочисленных зрителей и болельщиков. Они проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах.

В систематических тренировках и регулярных состязаниях принимали участие и дети разного возраста. Это одна из характерных особенностей традиций коренного населения. 
Игры разделялись на девичьи и мальчишеские.

В большом ходу у девочек была так называемая «девичья игра». В разных нанайских селениях она называлась по-разному. Но смысл был один и тот же.  По правилам этой игры девочка приседала на корточки, упирала руки в колени, разводила локти в стороны и прыгала вперед, подражая крикам гусей или уток. Побеждала та,  что продвигалась дальше всех. 

Очень похожей на эту «девичью игру» была и другая игра, командная. Игроки прыгали на корточках навстречу друг другу и куковали. Цель – как можно быстрее всей командой попасть в зону соперников.

Игры девочек носили и развлекательный характер. Они развивали и совер-шенствовали ритмику и пластику движений. В возрасте 3–6 лет девочки больше времени проводили с куклами Акоамба акоачийчи (буквально: играть в куклы). Их мастерили из кусочков рыбьей кожи, ткани, меха, бумаги. В игре куклы заменяли людей, двигались, разговаривали, сердились, плакали и т. п. В возрасте 6–7 лет в играх девочек появляется хозяйственно-деятельная направленность. Подражая матери, девочки с помощью детских орудий труда учились обрабатывать кожи, выполнять другие хозяйственные работы. Эти игры требовали от девочек определенных усилий рук, выносливости, сноровки, следовательно, развивали их физически.

Широкое распространение имели игры, в которых мальчишки  соревновались в быстроте бега и невосприимчивости к холоду. Надо было пробежать босиком по снегу без головного убора, рукавиц и халата по возможности большее расстояние. В другом соревновании игроки должны были показать быстроту бега на дистанцию около 150 м. У кондонских и джуенских нанайцев бытовала и такая игра-упражнение, как «Бег на выдохе». Игроки делали глубокий вдох и начинали бег, во время которого надо было постепенно издавать непрерывный звук, например «а» или «э». Пока звук был слышен, игрок бежал. Когда звук прекращался, игрок останавливался – это был его финиш. Игра благотворно влияла на развитие легких.

В игры коренных народов играют хабаровские дети

23 октября 2019 года  городское методическое объединение воспитателей Центрального и Железнодорожного районов участвовали в семинаре -практикуме «Реализация направления ДОУ «Патриотическое воспитание». Он проходил в детском саду №36 «Радуга». Мы беседуем с Татьяной Лукашиной, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе. 

- Татьяна Михайловна, почему важно учить хабаровских детей играм коренных малочисленных народов Хабаровского края?

 - Мы прививаем детям любовь к своей Родине, своему краю, приобщаем к истории Дальнего Востока, знакомим с укладом жизни, бытом, творчеством коренных жителей Приамурья, чтобы ребята понимали: каждый народ, населяющий наш край, любит свою культуру и уважает свои традиции. Так как считаем одной из важнейших задач патриотического воспитания – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. А это, как известно, - игра. И как писал Дмитрий Лихачев: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Наша малая Родина Дальний Восток, где в мире и согласии уже больше 200 лет живут коренные народы и русские переселенцы.  Вот мы и решили выстроить работу семинара-практикума, знакомя детей с традициями и играми этих народов: русского и нанайского. 

- Но это не первое знакомство ребят с играми нанайцев, других коренных народов?

- Да, весной мы проводили весной физкультурное занятие, на котором дети разучили несколько нанайских игр. В этом нам помог и театр  «Бури». С этим коллективом мы сотрудничаем уже не первый год. И в рамках просветительской работы воспитанники не раз играли в различные игры коренных народов на ловкость, быстроту, внимание. На семинаре-практикуме Лариса Хаустова, инструктор по физической культуре, которая разработала занятие, рассказала о том, как патриотическое воспитание  в физическом развитии дошкольников проводится через проектную деятельность. В практической части семинара подготовительная группа отправилась в гости к Айоге, где ребята увидели музейные экспонаты: изделия нанайской культуры и быта. Потом соревновались в украшении халатов из бумаги традиционными узорами и поиграли в нанайскую игру. Подводя итог семинара-практикума, на котором дети побывали в старинной русской избе и узнали о предметах быта, показали спектакль «Гуси-лебеди», увидели нанайские одежду, лук и стрелы, изделия из бересты и даже оморочку, участники методического объединения отметили, что такой подход к воспитанию патриотизма  дошкольников должен распространяться и в других  детсадах нашего города. Мы всегда окажем методическую поддержку.

- Большое спасибо, Татьяна Михайловна, мы рады, что игры коренных малочисленных народов нашего края помогают современным детям узнать малую Родину и полюбить её.